Любому человеку, хотя бы раз проводившему операции с землей, знакомы трудности при подготовке всех необходимых документов для осуществления сделки. Одно из важных составляющих этого процесса - оформление и получение так называемого кадастрового плана. Термин «кадастр» стал появляться в широкой печати относительно недавно, однако возник он во времена Римского императора Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.), когда была установлена единица платы за землю, названная «caputigum», и создана перепись «caputigum registrum». Со временем это словосочетание преобразовалось в одно слово - «capitastrum» и, впоследствии, в «catastrum». Римский земельный кадастр создавался и велся на основе нормативно-правовых документов с применением тщательно разработанной методики и содержал сведения о земельных участках, их границах, составе и качестве земель, о владельцах участков, правовом статусе, размере налога, подлежащего уплате.
Агентства недвижимости в Москве:
Советское - значит отличное?
В России первые сведения о кадастровой деятельности, связанной со сбором земельного налога, относятся к ХХ веку, упоминания о первых работах по определению границ (межеванию) земель - к концу XV века. В дальнейшем мероприятия по межеванию продолжались наряду с оценкой земель и их характеристикой по существенным для хозяйственной деятельности качествам. Уже в начале XVIII века в России составлялись описи различных категорий земель: сельскохозяйственных, лесного фонда, городской застройки. В целом земельный кадастр до революции 1917 года представлял собой необходимый элемент экономики и динамично развивался.
Сразу после революции в связи с установлением новых имущественных отношений производилась регистрация всех без исключения земель с характеристикой расположенных на них строений и сооружений, земельных угодий, зеленых насаждений. Эти мероприятия представляли собой большой шаг вперед в развитии кадастра. Однако в дальнейшем в связи с установлением административно-командных методов управления, когда все земли в стране являлись собственностью государства, значение кадастра снизилось.
Впрочем, уже через 60 лет советской плановой экономике срочно потребовался соответствующий этой системе государственный земельный кадастр, и 10 июля 1977 г. Совет Министров СССР принимает Постановление № 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра».
В то время это была самая передовая кадастровая система аграрной ориентации: она содержала практически все необходимые данные, включая экономическую оценку земель как для целей управления сельскохозяйственным производством, так и для пространственного развития.
Государственный земельный кадастр велся по единой для СССР системе и за счет государства с использованием доброкачественных планово-картографических материалов, которые в зависимости от вида съемок обновлялись раз в 5-10 лет, причем государство всегда находило на эти цели необходимые средства. За точность сведений в государственном земельном кадастре отвечали два лица: главный инженер-землеустроитель района и председатель районного (или городского) исполкома.
Весомая поддержка для рынка
В России в 1991 г. в очередной раз меняется земельное законодательство, при этом ликвидируется государственная монополия на землю.
Переход России к рыночной экономике потребовал создания нового и адекватного современным условиям земельного кадастра, который явился бы информационной инфраструктурой, способной поддержать зарождающийся рыночный механизм.
С началом формирования в России рыночных отношений кадастр снова стал одной из важнейших составляющих экономики. Это связано с важными функциями, выполняемыми кадастром. В связи с появлением большого количества собственников и пользователей земель, различающихся как по видам прав на землю, так и по характеру ее хозяйственного использования, эффективное управление земельным фондом становится возможным только в условиях применения государственного земельного кадастра. Он предусматривает единство системы и технологии ведения по всей стране, а также непрерывное обновление кадастровых данных, предоставляя наиболее полную информацию. В таких условиях кадастр становится залогом осуществления своевременного учета, контроля и управления земельными ресурсами.
Государственный земельный кадастр является информационной основой охраны земель и мероприятий по улучшению их качества, проведения землеустройства. Обоснованная плата за землю может быть установлена лишь с использованием кадастровых данных. Государственный земельный кадастр обеспечивает необходимой информацией органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Зачем же еще нужен кадастр? Цели создания единого кадастра, по мнению экспертов, основываются на том, что он выполняет следующие функции:
- помогает созданию механизма государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, стимулирующего более эффективное производство и инвестиции;
- способствует обеспечению своевременных и в полном объеме поступлений платежей за землю;
- поддерживает функционирование рынка земли и другой недвижимости;
- обеспечивает совершенствование механизма для расчета величины земельного налога и других платежей за землю;
- содействует созданию и управлению банками данных о наличии и состоянии земельных ресурсов;
- создает информационное обеспечение и поддержку землеустройства, мониторинга земель, государственного контроля за использованием земель, разработки программ по рациональному использованию земельных ресурсов, оптимального регулирования развития территорий, а также установления границ территорий с особым правовым режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный).
Кроме того, формирование единого кадастра призвано упорядочить взаимоотношения собственников недвижимости с органами власти, упростить процедуры оформления прав на земельные участки и объекты капитального строительства, что, в свою очередь, будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, повышению деловой активности, притоку инвестиций, социально-экономическому развитию регионов.
Полный охват к 2011 году
В 2005 году Правительство Российской Федерации приняло подпрограмму к уже действующей федеральной целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости». Подпрограмма называется «Создание системы кадастра недвижимости» и рассчитана до 2011 года включительно. Она будет строиться на базе земельного кадастра и технического учета зданий и сооружений.
Чтобы создать единый информационный ресурс, необходимо сделать несколько шагов в этом направлении. Важнейшая составляющая - работа над так называемой картподосновой, проведение аэрофотосъемки. В частности, необходимо создать картподоснову всей страны, чтобы определить местоположение объектов. Раньше этому мешали ограничения по использованию географических координат различных систем. Но с 1 января 2007 года были сняты все ограничения на указание координат для объектов, и стала возможной очень быстрая обработка закрытой информации.
Второй блок работы - инвентаризация земельных участков и изготовление соответствующей графики земельного кадастра. После создания картподосновы будет сделан реестр земельных участков, идентифицирована графика на местности и четко заложены границы земельных участков на местности.
Третья задача состоит в том, чтобы здания и сооружения соединить с землей. Сейчас все объекты учитываются самостоятельно разными ведомствами. Люди берут справку из БТИ, затем идут в земельный комитет, в органы Роснедвижимости. Это неэффективная система, а значит, назрела необходимость организовать единый центр для получения всех документов.
Четвертый блок - массовая оценка объектов недвижимости. Она станет базой для исчисления имущественного налога.
Сегодня запущено несколько пилотных проектов, на которых отрабатываются новые технологии. Единый кадастр недвижимости до конца этого года должен заработать в трех регионах - Тверской, Самарской и Кемеровской областях. В середине 2009 года единая система учета объектов недвижимости заработает уже в девяти субъектах Федерации (Рязанская область, к сожалению, в этот список не входит), а к 2011 году будут охвачены остальные регионы страны.
В настоящее время в России культура работы с данными находится на крайне невысоком уровне, поэтому Роснедвижимостью создается единая электронная система для учета объектов недвижимости, которая поможет решить проблему оперативного предоставления достоверной информации.
Трое в одной лодке
Буквально на прошлой неделе была обнародована информация о том, что единая государственная система кадастрового учета, регистрации прав на недвижимость и формирования пространственных данных станет основой для объединения трех государственных служб - Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. Об этом пишет газета РБКDaily со ссылкой на заявление первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. По словам чиновника, объединение этих служб позволит выработать оптимальный механизм обслуживания населения при регистрации прав на недвижимость и землю, а также избежать часто возникающих спорных ситуаций при купле-продаже земли.
Кроме этого, будут созданы электронные карты, которые облегчат процедуру регистрации сделок. При совершении сделок с землей и недвижимостью на этих картах можно будет найти земельный участок, узнать, кто обладает правом собственности на него, а также уточнить информацию о наличии обременений на участке.
В настоящее время в Роснедвижимости, Росрегистрации и Роскартографии работают свыше 100 тысяч человек. По мнению первого вице-премьера, появление единой службы позволит сократить бюрократические процедуры. «Нам хотелось бы вместе с вами предложить поправки в законодательство, чтобы выработать оптимальный механизм обслуживания граждан», - сказал Игорь Шувалов. Он заверил, что объединение ведомств «пройдет спокойно, будет носить длительный характер».
Процесс объединения начнется в январе 2009 года. Ожидается, что он завершится в течение двух лет. Созданная система будет функционировать под контролем Министерства экономического развития.
Напомним, что с марта 2008 года вступил в силу закон о едином кадастре объектов недвижимости. Его цель - привести в единую систему учет сделок с землей и недвижимостью. Не секрет, что часто возникают такие ситуации, когда, например, продается земля, на которой находится чья-то недвижимость.
Это осложняет процедуру купли-продажи и нередко приводит к судебным спорам. Объединение ведомств должно решить эту проблему. Впрочем, эксперты сомневаются, что создание полноценной базы данных по земельным участкам возможно в течение двух лет, обозначенных правительством.
Средства на объединение ведомств предусмотрены федеральным бюджетом. Новая служба будет подконтрольна Минэкономразвития. Имя руководителя объединенной системы пока неизвестно.
Автор Денис Абраков, источник 2000 - 2009, газета о недвижимости Рязани