Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел заседание Совета по вопросам жилищного строительства при Председателе Совета Федерации на тему "Задачи антикризисной политики государства в строительном секторе экономики России".
"Сегодня в улучшении жилищных условий нуждаются до двух третей российских семей. Однако не более 8 % в состоянии купить квартиру или взять ипотеку, - заявил в ходе заседания Сергей Миронов.
- Миллионы людей в буквальном смысле рождаются, живут и умирают в трущобах, в тесноте и скученности. Власть несет огромную долю вины за это перед целым поколением россиян. Государство добровольно отказалось от регулирования жилищного строительства. Практически ничего не сделало для стимулирования роста и демонополизации строительных мощностей и индустрии стройматериалов. Государство позволило превратить жилищное строительство в циничный бизнес на людях. Бизнес, для которого выгодно строить мало, а продавать дорого. В 2000-2008 годах цены на жилье на первичном рынке взлетели в 6,5 раза, на вторичном рынке - в 8 раз".
"Сегодня, когда в Москве и Подмосковье из-за кризиса остановлены до 50%, в регионах - до 80% строек, а объемы ипотечного кредитования упали в 20 раз против прошлого года, пора бы извлечь из ситуации некоторые уроки, - считает Сергей Миронов. - Прекратить бесчеловечные эксперименты с ипотекой под 15-20% годовых, с узаконенной спекуляцией муниципальных властей участками под застройку и монопольными ценами на цемент и бетон вдвое-втрое выше западноевропейских. Вернуть госрегулирование в сферу жилищного строительства. Создать, наконец, специальную государственную управляющую компанию для этих целей. Принять экстренные меры для демонополизации производства стройматериалов и развития лизинга строительных мощностей. Государство должно стимулировать создание жилищных кооперативов и небанковских организаций жилищного кредитования, например, стройсберкасс, как это предлагает "Справедливая Россия". Государство должно вкладывать деньги в строительство социального жилья, которое будет находиться на балансе федеральных, региональных и муниципальных органов власти, при этом квартиры будут сдаваться по доступной цене, гораздо ниже ныне существующих расценок на найм".
"Нужно разработать и принять законы и нормативные акты, которые жестко обязывали бы местные власти выделять обеспеченные инфраструктурой участки под застройку, а госбанки - кредитовать строительство при наличии у участников кооператива 30-50 процентов стоимости квартир, - заявил он. - Во второй половине прошлого столетия с проблемой дефицита доступного жилья сталкивались практически все развитые страны. Все ее решили. Решит и Россия".
www.mironov.ru
Тезисы выступления Министра регионального развития Российской Федерации В.Ф. Басаргина на заседании Совета по жилищному строительству при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу «Задачи антикризисной политики государства в строительном секторе экономики России»
30 марта 2009 г. г.Москва
Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые коллеги!
Одним из наиболее эффективных механизмов по нейтрализации последствий мирового финансового кризиса является стимулирование спроса на продукцию базовых отраслей экономики.
Действенным инструментом способным во многом обеспечить решение этой задачи, стала поддержка строительства как сектора обеспечивающего загрузку производств и занятость в целом ряде смежных отраслей (металлургии, добывающих производств, машиностроения, деревообработки, стеклопромышленности многих других обрабатывающих производств).
Причем речь идет о содействии не только производственному сектору. С обслуживанием строительства связаны финансовые институты, проектные организации. Всего на строительство завязаны почти 30 отраслей экономики!
Кроме того, реализация строительных проектов позволяет задействовать поток персонала, который высвобождается на рынок труда другими отраслями. В отрасли занято более 5 млн. 200 тысяч человек, а это 7% экономически активного населения России. Дополнительно к этому одно рабочее место в сфере строительства поддерживает занятость до 10 человек в смежных отраслях.
Таким образом, строительство является определяющим фактором не только в решении жилищной проблемы, но целого ряда социально-экономических проблем.
Не случайно, что мерам по поддержке строительного сектора уделено значительное внимание в Антикризисной программе Правительства на 2009 год, в осуществлении которых системное участие принимает Министерство регионального развития.
Особая значимость Программы в том, что она ориентирована на предупреждение негативных событий, а ее мероприятия основаны на четком представлении проблем на местах.
Очевидно, что в регионах воздействие кризиса проявляется по разному. Соответственно необходимы и различные меры и масштабы поддержки.
В рамках регулярного мониторинга социально-экономического состояния регионов, проводимого Минрегионом повышенное внимание уделяется состоянию строительной отрасли. Для получения дополнительной информации организована круглосуточная «горячая линия», ведется мониторинг информации в печатных изданиях, на телевидении, в сети «Интернет».
Результаты мониторинга показывают, что ситуация в строительстве неоднозначная.
С одной стороны нам удалось удержать позитивную динамику жилищного строительства в целом по России. За первые два месяца текущего года объем ввода составил 5,86 млн. кв. м. или 101,1% к январю-февралю 2008 г.
С другой, по территориям ситуация значительно дифференцирована.
Снижение темпов ввода жилья наблюдается в 4 федеральных округах. Особенно сильно оно в Уральском федеральном округе, где введено на 24,5% меньше жилья чем в январе-феврале 2008 года, в Дальневосточном федеральном округе -отмечен спад на 20,2%.
Тем не менее, в 49 субъектах Федерации в январе-феврале 2009 года отмечается рост темпов ввода жилья.
Производство основных строительных материалов за этот же период сократилось на 40%. Исключением стал рост выпуска строительного стекла на 57,9% и ряда отделочных материалов.
Существенное снижение цен за время кризиса произошло лишь на отдельные виды строительных материалов: строительную арматуру, арматурные каркасы, цемент, которые подешевели на 10-20%.
Вместе с тем в настоящее время промышленность строительных материалов удовлетворяет потребности строительного комплекса и не является сдерживающим фактором наращивания объемов жилищного строительства.
Важной проблемой отрасли остается снижение инвестиционной активности. Доля инвестиций в строительство в общем объеме инвестиций в основной капитал снизилась с 2,7% в 2007г. до 2,4% к настоящему времени.
В условиях кризиса вновь проявляет себя вопрос «обманутых дольщиков». Проблемы пострадавших соинвесторов по части объектов остро стоят в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Тверской, Воронежской, Омской, Новосибирской областях, Алтайском и Красноярском краях.
Учитывая вышеизложенное, Министерство регионального развития в рамках своей компетенции считает задачей «подтянуть» сектора и территории с наибольшими проблемами. Мы видим поддержку отрасли не в банальном накачивании ее финансовыми средствами, а в регулировании спроса и предложения в тех секторах, где это необходимо для их устойчивого функционирования, с учетом региональных особенностей.
В этих целях Минрегионом был разработан и направлен в Правительство проект комплексных антикризисных мер в строительной отрасли. Значительное их число составной частью вошло в Антикризисную программу Правительства на 2009 год. Кратко остановлюсь на основных мерах.
Главной из них стала реализация программ Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Всего в настоящее время в программах Фонда участвуют 79 субъектов Федерации. Общий объём осваиваемых средств с учётом долевого финансирования регионов достиг уже 116 миллиардов рублей. Указанные финансовые ресурсы позволят отремонтировать 41,5 тысяч домов, улучшив условия проживания 6,1 миллионов человек, и расселить 2004 аварийных дома, где проживает 33,7 тысяч человек. В настоящее время капитальный ремонт завершен в 28700 домах из 34800 запланированных. При этом 14 субъектов Федерации полностью выполнили свои программы капитального ремонта на 2008 год. Расселены 253 аварийных дома, где проживало 5900 человек.
Хотел бы отметить активность Челябинской, Кемеровской, Калужской и других областей, подавших по 2 и более заявок, а также Республики Татарстан.
В конце 2008 года качестве антикризисной меры на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья Фондом были выделены 55 млрд.рублей.
Кроме того, участие субъектов Федерации в программах Фонда увеличивает доходы региональных и местных бюджетов на 30 %, обеспечивает занятость 1,5 миллиона человек. По имеющимся расчетам 100 млн. рублей, вложенные в капитальный ремонт создают рабочие места для 185 человек в подрядных организациях и 10 человек в смежных отраслях. Помимо этого, вложения в капремонт позволяют снижать расходы бюджетов на выплату пособий по безработице. На каждые 100 рублей вложенные в ремонт, достигается снижение расходов на выплату пособий по безработице на 1 рубль 16 копеек.
Другим важным инструментом, обеспечивающим создание условий для дальнейшего увеличения объемов строительства является ФЦП «Жилище». Здесь речь идет о поддержке формирования инженерной и транспортной инфраструктуры.
В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище» финансируются 195 объектов, из них до конца 2010 года планируется завершить 174. На их завершение запланированы в 2009 году субсидии из федерального бюджета в размере 4,5 млрд.рублей.
В рамках предоставления субсидий региональным бюджетам на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой застройки в 2009 г. будет выделено 3,5 млрд.рублей всего 22-м субъектам Федерации. Наиболее интересные и крупные проекты - «Лесная поляна» в Кемеровской области, микрорайон «Прибрежный» в г.Набержные Челны (Республика Татарстан), проект малоэтажной застройки «Новый город» в Республике Чувашия.
Замечу, государство планирует и впредь осуществлять финансирование данной ФЦП в полном объеме. Так, на заседании Правительства 20 марта была поддержана точка зрения Минрегиона России отказаться от планов уменьшения финансирования ФЦП «Жилище» на 8 млрд.рублей, изыскав возможность сохранить его за счет перераспределения средств.
Мы также предусматриваем целый ряд дополнительных мер для стимулирования жилищного строительства. В частности:
- финансирование межрегиональных инфраструктурных проектов из средств Инвестиционного фонда, которое на 2009г. составит 62 млрд. руб. Это уже позволило создать 15 тыс.рабочих мест, в том числе для рабочих строительных специальностей, в течение года эта цифра еще увеличится;
- направление средств в рамках ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» не только на повышение обеспечение сейсмической надежности зданий, но и строительство новых сейсмоустойчивых домов. Это масштабные работы. В рамках Программы планируется выделение субсидий 28 регионам, расположенным на наиболее сейсмически опасных территориях, а это напомню около 25% территории России;
- размещение временно свободных средств государственных корпораций на счета кредитных организаций под условие использования части размещенных средств на кредитование строительной отрасли.
В части формирования спроса на жилье мы ведем работу в двух направлениях - это обеспечение государственного и частного спроса.
На выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан в федеральном бюджете на 2009 год предусмотрено 40,7 млрд. рублей, что позволит обеспечить жильем 25 тыс. семей и приобрести порядка 1,5 млн. кв.м. жилья для:
участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф;
пострадавших в результате этих аварий и приравненных к ним лиц, вынужденных переселенцев, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждане подлежащие отселению с комплекса «Байконур».
Всего по данным категориям запланирована выдача 17975 государственных жилищных сертификатов.
Дополнительно к этому в соответствии с Указом Президента обязательства государства по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны будут исполнены к 1 мая 2010 года. В настоящее время принято решение об увеличении норматива обеспечения жильем с 22 до 36 кв.м. на человека.
Всего на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в 2009 г. планируется направить 56,1 млрд. рублей. Будет приобретено 52 тыс. квартир общей площадью 1,9 млн. кв. м (с учетом 8,9 млрд. руб., перечисленных в субъекты в декабре 2008 г.).
Объем средств федерального бюджета, предусмотренный на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» в 2009 г. составляет 4 млрд. 697 млн. рублей. За их счет в 2009 г. улучшат жилищные условия 12 тысяч молодых семей, будет дополнительно обеспечен ввод 0,7 млн.кв.м. жилья.
Для поддержки частного спроса на новое жилье и содействия реструктуризации ипотечной задолженности в конце 2008 года был направлен дополнительный взнос в уставный капитал ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК) - 60 млрд. рублей.
Из этих средств с начала 2009 года АИЖК уже выкупило у банков ипотечных жилищных кредитов на сумму 4,9 млрд. руб. и предполагает выкупить еще на 24 млрд. рублей.
5 млрд. рублей из средств полученной господдержки АИЖК направило в капитал дочерней организации ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов» на предоставление господдержки заемщикам, испытывающих сложности с обслуживанием ипотечных кредитов вследствие потери работы или сокращения дохода, во II полугодии 2009 г. на эти цели будут направлены дополнительные средства.
Сейчас рассматривается вопрос о выделении еще 40 млрд. рублей в уставный капитал АИЖК с целью проведения мероприятий, направленных на снижение процентной ставки по ипотечным кредитам до уровня 12-15%.
В целях стимулирования спроса на жилье при непосредственном участии Минрегиона России также разрабатывались и принимались меры по предоставлению возможности использования для оплаты ипотечных кредитов средств "материнского капитала", в том числе - по кредитам, которые будут взяты в будущем (таким правом могут воспользоваться около 88 тыс. семей на сумму в 26,3 млрд. руб.). Начинает работу Фонд содействия жилищному строительству.
Предпринятые меры обеспечат поступление на рынок жилья средств составивших 8% от общего объема продаж, а учитывая реализацию аналогичных программ в регионах, общая доля государственного участия на рынке покупки жилья достигнет 15-16%.
Возможность увеличить предложение на рынке будет зависеть от наличия строительных организаций и их квалифицированного персонала
С целью более точного диагностирования «болевых точек» мы расширили работу по мониторингу ситуации до уровня конкретных предприятий.
В перечень системообразующих организаций и предприятий, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики включено 14 строительных организаций. Объем государственной гарантии, запрошенный указанными организациями составляет 144,7 млрд.рублей. Сейчас работа ведется по каждому конкретному предприятию.
Также составлен перечень из 1148 предприятий, имеющих существенное значение для экономики субъектов Федерации, утвержденный в настоящее время Правительственной комиссией. Из них, строительной отрасли - 86 предприятий, промышленности стройматериалов - 60 и жилищно-коммунального хозяйства - 64 предприятия.
В рамках рабочей группы Минрегиона по вопросам оказания государственной поддержки системообразующим предприятиям строительной отрасли осуществляется оперативное реагирование на ситуацию на конкретных предприятиях.
Первый результат такой работы уже есть. Федеральными органами власти по инициативе Минрегиона совместно с собственниками была разрешена ситуация с приостановлением деятельности в городе Пикалево Ленинградской области трех системообразующих предприятий ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево», ЗАО «Пикалевский цемент», ЗАО «Метахим» и высвобождением в связи с этим большого количества работников.
В настоящее время мы работае совместно с субъектами над расширением перечня и конкретными мерами поддержки тех предприятий, где региональных мер помощи оказалось недостаточно.
Таковы наши основные шаги. В тоже время потенциал действий государства по развитию строительной отрасли как инструмента антикризисной политики до конца не исчерпан.
Мы видим следующие приоритетные направления работы.
1. Очевидно, что отрасль должна выйти из кризиса уже в новом качестве. Мы видим свою задачу в том, чтобы поддержать объективно необходимые для ее развития процессы. Необходимы новые подходы при застройке территорий, к планировочным решениям жилых зданий, новые технологии строительства, что повлечет за собой создание новых сводов правил и национальных стандартов. Для ускорения процедуры создания новых типов жилых домов мы должны шире использовать накопленный мировой опыт.
Со своей стороны Минрегион приступил к разработке пилотного проект «Мой дом» по массовому развитию малоэтажного строительства в регионах. Проект базируется на использовании конкурентных преимуществ в части задействования сырьевых ресурсов, доступных технологий их обработки, национальных традиций, преобладающих в зоне застройки. Например, в регионах где есть угольные тепловые станции предполагается использовать ячеистый бетон на отходах золы-уноса (регионы Урала, Кемерово, Липецкая область), в районах с большими залежами глины-дырчатые керамические блоки, для степных районов стеновые материалы и элементы перекрытия на базе синтетических утеплителей в лесных районах строить каркасно-деревянные дома и дома из массива (это Пермский край, регионы Сибири). В рамках проекта будет преобладать комплексная застройка территории, малоэтажное и малоквартирное жилье высотой 3-4 этажа.
Этот подход позволит по минимальным ценам получить энерго-эффективное, экологичное и комфортное жилье. Стоимость такого жилья в пределах 17 тыс. руб. за кв. м. Мы рассчитываем, что средний дом для семьи общей площадью 150 кв. м должен быть не дороже 2,5 млн. руб.
В сочетании с льготными условиями предоставления земельных участков для индивидуального строительства, бесплатной типовой проектной документации, организационной поддержкой в создании жилищно-строительных кооперативов и товариществ индивидуальных застройщиков открывается возможности для очередников и других категорий граждан, которые не имеют возможности самостоятельно решить свою жилищную проблему.
2. Необходимо стимулирование активности регионов в содействии федеральным начинаниям, особенно в части дополнительного снижения ставки по ипотечным кредитам. Я уже упоминал о работе с АИЖК в результате которой мы планируем выйти на уровень в 12-15%, сокращение ставки еще на 2-3% может обеспечить субсидирование со стороны региональных органов государственной власти. Возврат ставки на уровень 10-12% позволит вернуть на рынок покупателей. Как показывают социологические опросы: желание покупать жилье у населения есть, а у некоторых есть и средства на покупку, но не хватает уверенности в стабильности рынка. Наша цель вернуть эту стабильность. Учитывая, что недвижимость обеспечивает большую надежность вложений, чем нестабильные валюты или ценные бумаги, этот шаг существенно способствовал бы восстановлению спроса на жилищном рынке.
3. Необходимо в кратчайшие сроки создать условия на региональном и муниципальном уровне для прихода новых инвесторов и притока инвестиций в отрасль. Минрегион проведет ряд контрольных мероприятий в части отслеживания создания необходимых нормативно-правовых условий для улучшения инвестиционного климата и стимулирования инвестиционной деятельности в строительном секторе в субъектах Федерации, а также:
- снятия дополнительных требований по разрешительной документации при строительстве жилья;
- снятия дополнительных обременений с застройщиков при строительстве социальных и коммунальных объектов при строительстве жилья.
4. Еще одно направление - это защита обманутых дольщиков. В целях недопущения создания «пирамид» в долевом строительстве мы готовим предложения в законопроекты, направленные на защиту прав граждан - участников долевого строительства жилых домов, в том числе вносящие изменения в Федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости...»
Совместно с Генеральной прокуратурой и Государственной Думой мы проведем работу «в ручном режиме» по вопросам достройки проблемных объектов долевого строительства и оформлению необходимой документации.
Минрегион будет совместно с регионами распространять положительный опыт решения проблем обманутых дольщиков на региональном уровне за счет передачи земельного участка новым застройщикам, в том числе с предоставлением льгот, выделения единовременных субсидий пострадавшим гражданам.
5.В структуре стоимости строительства жилья около 50% составляют затраты на создание инфраструктуры, подключения к энергоресурсам и стоимость земельных участков полученной через аукционы. В этой связи мы видим возможные резервы, которые мы можем использовать без внесения поправок в законодательство. Это в первую очередь:
- безаукционный порядок предоставления земельных участков;
- создание инфраструктуры за счет региональных и местных бюджетов;
- снижение или предоставление отсрочки для застройщиков жилья при плате за подключение, в том числе создание сетей за счет поставщиков энергоресурсов.
6. Еще одной статьей затрат средств и времени остается система государственной экспертизы проектно-сметной документации.
Система негосударственной экспертизы, которая введена с этого года, позволит снять проблему.
Хотел бы обратить внимание строительных организаций, что Градостроительным Кодексом отменил необходимость экспертизы документации в жилом секторе до 3-х этаже, а в нежилом до 2-х и площадью до 1500 кв.м. Это способно серьезно сократить время реализации проектов.
В этой связи мы ориентируем регионы на поддержку строительства социального жилья, доходных домов. Мы высоко ценит внимание Совета Федерации к этим вопросам. Примером такого внимания является законопроект «О некоммерческом использовании жилья». В современных условиях это именно тот шаг, который может помочь людям, оказавшимся в сложной житейской ситуации. Минрегион России поддерживает эту законотворческую инициативу и со своей стороны предлагает ускорить его принятие, доработав в части определений «некоммерческого найма», выработки преференций для бизнеса и территорий, которые реализуют такие проекты.
7. Кроме комплексны мер, о которых я уже сказал мы ориентируемся на поддержку саморегулирумых организаций, которые должны стать не только заменой лицензирования, но и позволят предприятиям объединиться на принципах ответственности перед потребителями и государством.
Полагаю, что реализация этих шагов будет способствовать созданию условий для дальнейшего развития строительной отрасли и выполнению ей роли локомотива при решении проблем, с которыми столкнулась отечественная экономика.
Со своей стороны мы будем рады оказать необходимую помощь и продолжить наше эффективное взаимодействие.
Спасибо за внимание.