Из доклада Виктора Басаргина, Министра регионального развития РФ на конференции «Регионы в конкуренции за инвесторов»,
18 сентября, г. Сочи:
"Главным механизмом в России для стимулирования инвестиций всегда были механизмы концентрации и перераспределения ресурсов, ключевым из которых являются бюджетные ресурсы.
Полагаю, что совершенствование системы межбюджетных отношений должно предполагать активные формы стимулирования. Не безвозмездные трансферты, а максимально стимулирующие использование и активацию собственного потенциала регионов меры федеральной поддержки.
Также представляется целесообразным создавать готовые финансовые продукты или пакеты услуг, включающие внебюджетные ресурсы и предоставляемые бизнесу на определенных условиях для реализации проектов развития территорий, способных изменить структуру региональной экономики в пользу отраслей высокотехнологического уклада.
Разумеется, финансовая помощь важна, но есть целый ряд механизмов, которые не требуют федеральных средств. Наша цель создать в регионе инвестиционные возможности, благоприятные условия для привлечения инвесторов. Сегодня, можно привести пример Калужской области и Татарстана по привлечению инвестиционных проектов. Потому что там есть условия для бизнеса, есть необходимая инфраструктура. Их опыт мы считаем необходимым тиражировать.
На этом пути мы видим два важных шага: отработка новаций посредством «пилотных проектов», а также совершенствование и расширение использования механизмов государственно-частного партнерства. Зачастую для того чтобы эти шаги стали по настоящему эффективными достаточно системной нормотворческой работы. Например, модернизация «Водоканала» в Санкт-Петербурге. Для запуска проекта оказалось достаточно принятия регионального закона о гарантиях инвестору о включении в тариф инвестиционной составляющей в течение 10 лет.
Для нас очень важно выявить потенциальные «точки роста» региональной экономики, которые нужно «активировать». Такими точками мы видим крупные инвестиционные проекты.
Министерство уже приступило к выполнению функций координатора инвестпроектов социально-экономического развития федеральных округов. В настоящее время дорабатывается Концепция комплексных проектов развития территорий федеральных округов. Идея состоит в получении синергетического эффекта в результате одновременного развития территории, развития бизнеса и инфраструктуры, объединения государственных и частных средств, усилий для достижения единой стратегической цели.
На сегодняшний момент есть много инструментов государственной поддержки инвестпроектов. Их используют различные органы власти, для каждого инструмента существуют собственные процедуры отбора проектов, критерии эффективности и порядок контроля. Концепцией предлагается обеспечить координацию и взаимоувязку всех инструментов в рамках одного проекта, а координацию возложить на Минрегион.
Основу долгосрочного инвестиционного планирования в федеральных округах должно составить выделение зон опережающего экономического роста, иными словами, выявление потенциальных «точек роста» региональной экономики. Здесь мы в качестве одного из инструментов стимулирования территориальной инвестиционной активности видим создание инфраструктурно-индустриальных кластеров. Очень важно при реализации крупных региональных проектов использовать их в качестве «якорных», заранее прорабатывая все дополнительные возможности, связанные с реализацией таких проектов, вовлекая в проект все потенциальные сопутствующие бизнес-направления.
Проводя региональную политику Минрегион России стремится использовать новые принципы, заимствованные у европейских партнеров, в том числе в ходе 15-й юбилейной конференции Министров, ответственных за региональное/ пространственное развитие Совета Европы СЕМАТ, которая состоялась в этом году в Москве. Это: ориентация на долгосрочное, крупномасштабное и сбалансированное пространственное развитие, тесную кооперацию между пространственным планированием и отраслевыми программами развития, использование принципов сплоченности территорий и учета экологического фактора.
В этой связи хотел бы остановиться на вопросе стратегического планирования регионального развития.
Мы хотим выйти на стройную систему документов стратегического планирования согласованных и взаимоувязанных друг с другом.
Минрегион уже проводит работу по подготовке стратегий социально-экономического развития федеральных округов и макрорегионов, в которых большое внимание уделено реализации межрегиональных проектов, которые базируются на так называемом поле общих интересов регионов.
В рамках этих документов должны согласовываться стратегии развития субъектов Федерации, как между собой, так и со стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы страны.
Составляющей стратегического планирования станет учет обязательного использования механизма государственно-частного партнерства. Именно на этой стадии должны достигаться и фиксироваться взаимные обязательства сторон.
Еще одним важным аспектом, является необходимость взаимоувязки стратегического и территориального планирования. В этих целях стратегии развития регионов должны стать основой для разработки схем терпланирования субъектов Федерации. Этот принцип заложен в проект Закона «О государственном стратегическом планировании».
Все это обеспечит предсказуемость развития территорий для инвесторов, позволит перейти к долгосрочному планированию своих вложений.
Основные из предложенных взглядов сформулированы в «Концепции совершенствования регионального политики в Российской Федерации». Этот документ, на наш взгляд, требует дополнительного обсуждения, в том числе и в рамках нашего Форума, в том числе по мерам повышения инвестиционной активности в регионах.
Хотелось бы услышать мнения участников Форума о предлагаемых шагах и получить ответ - чего же не хватает для незамедлительной модернизации и технологического обновления всей производственной сферы?
На мой взгляд, не хватает «перезагрузки» в отношениях всех участников инвестиционного процесса и, в первую очередь, в отношениях между региональными властями и инвесторами.
Сегодня инвестиционная активность регионов во многом определяется их самостоятельной инициативой в борьбе за своего инвестора.
В ходе своих поездок по регионам, встречаясь с руководством субъектов, я вижу, как меняется менталитет многих руководителей, считаю, что есть опыт достойный распространения, в том числе и с использованием таких общественных площадок, как этот Форум.
В то же время, имеющийся потенциал еще далеко не раскрыт. Нам вместе необходимо подумать как подтолкнуть руководство регионов еще активнее включаться в работу по привлечению инвесторов, активнее развивать международное экономическое сотрудничество, как сместить его аспекты в сторону передачи новых технологий.
Не менее важным направлением наших перспективных действий должно стать снижение административных барьеров на пути организации нового бизнеса. Я призываю руководство регионов идти навстречу инвестору, быть в своей работе более гибкими".
www.minregion.ru