25 декабря в РИА "Новости" состоялась ежегодная итоговая пресс-конференция заместителя Министра регионального развития Российской Федерации Сергея Круглика по теме: «Строительный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство: итоги за 2008 год, меры по повышению устойчивости отраслевых рынков».
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Годовой ввод жилья в 2008 году ожидается на уровне прошлого года - около 61 млн. кв. м. По данным Росстата за 11 месяцев т.г. введено 45,9 млн. кв.м, что на 4,6% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.
В разрезе федеральных округов сложилась следующая ситуация (по состоянию на январь-ноябрь 2008г.):
1. Снижение темпа ввода жилья произошло в Центральном федеральном округе на 7,7%
по большей мере за счет значительного снижения ввода в Москве (на 48%).
2. В остальных федеральных округах темпы ввода жилья превышают общероссийский
показатель:
Северо-Западный ФО - 105,2%. Южный ФО-105,7%. Приволжский ФО - 111,3%. Уральский ФО - 113,2%. Сибирский ФО-113,9%. Дальневосточный ФО- 128,1%.
В регионах, которые традиционно обеспечивают половину объема ввода жилья по стране, снижение темпа ввода произошло в Москве (на 48%) и незначительно в Санкт-Петербурге (на 1,5%). Остальные субъекты имеют стабильную динамику:
Новосибирская область 1,01 млн. м кв. - 127,7%.
Тюменская область 0,93 млн. м кв. - 122%.
Республика Башкортостан 1,79 млн. м кв. - 118,3%.
Свердловская область 1,22 млн. м кв. - 121,9%.
Ростовская область 1,66 млн. м кв. - 116,9%.
Челябинская область 1,2 млн. м кв. - 116,8%.
Кемеровская область 1 млн. м кв. - 116,4%.
Московская область 5,19 млн. м кв. - 102,4%.
Омская область 0,92 млн. м кв. - 109,6%.
Республика Татарстан 1,94 млн. м кв. - 110,9%.
Краснодарский край 3,29 млн. м кв. - 100,2%.
В целом в более, чем 50 субъектах темпы ввода жилья превышают общероссийский
уровень, снижение наблюдается в 16 регионах, оставшаяся часть субъектов имеет близкую к российскому показателю динамику.
Стоит отметить сохраняющуюся позитивную тенденцию увеличения темпов ввода жилья в субъектах Дальневосточного федерального округа.
Реализация экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 года № 265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства» Росстроем в июне 2007 года на конкурсной основе были отобраны 22 экспериментальных инвестиционных проекта комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства (КОТ) из 17 субъектов Российской Федерации.
По итогам проведенного анализа Минрегионом России по реализации экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий за период 2007 года и трех кварталов 2008 года было установлено, что наиболее успешно и эффективно реализуется 9 проектов из 9 субъектов РФ.
В целях эффективной реализации проектов КОТ в 2009-2010 годы планируется в 2009 году утвердить постановление Правительства Российской Федерации «О реализации экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства в 2009-2010 годах», предусматривающие уточнение состава проектов КОТ и уточнение механизмов государственной поддержки проектов КОТ в 2009-2010 годы.
В целях поддержки проектов КОТ в приказе Минрегиона России от 2 декабря 2008 года № 269 руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации мер, направленных на стимулирование рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах, рекомендовано в приоритетном порядке выкупать недостроенное жилье в проектах КОТ.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Сметное нормирование и ценообразование в строительстве
В настоящее время в соответствии с утвержденными планами по реформированию системы ценообразования в строительстве Минрегионом России осуществляется актуализация, переработка и утверждение сметных нормативов в сфере градостроительной деятельности предназначенных для определения стоимости объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.
По состоянию на 23.12.2008 выполнена переработка и утверждены приказами Минрегиона России 38 сборников государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы, 94 сборников государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок строительные и специальные строительные работы, завершается переработка сборников на монтажные и пусконаладочные работы.
Кроме того, Минрегионом России начата работа по разработке укрупненных сметных нормативов. В числе первых сборников подготовленных к утверждению - сборники укрупненных показателей по видам работ «Автомобильные дороги» и «Железные дороги».
Также Минрегионом России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации проводится работа по формированию предельных показателей стоимости строительства по видам объектов в разрезе субъектов Российской Федерации. Указанные показатели предназначены для использования государственными заказчиками, главными распорядителями бюджетных средств, органами государственной экспертизы.
С целью установления порядка проведения государственной экспертизы сметной стоимости строительства Минрегионом России подготовлен и представлен в Правительство Российской
Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке проверки достоверности определения в проектной документации сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета».
С целью оперативного реагирования на изменение стоимости строительных ресурсов в настоящих условиях Минрегионом России в соответствии с поручением Правительства России разрабатывается методика расчета прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, проектных и изыскательских работ, прочих работ и затрат с учетом возможности их корректировки исходя из данных статистики.
Реализация указанных выше мероприятий, по мнению Минрегиона России позволит установить четкие правила определения стоимости строительства, что в свою очередь позволит оптимизировать затраты на строительство объектов финансируемых с привлечением средств федерального бюджета.
Строительство и производство строительных материалов
По информации субъектов Российской Федерации за 9 месяцев 2008 года введено в эксплуатацию 294 объекта производств и технологических линий, обеспечивающих выпуск широкого ассортимента конкурентоспособных строительных материалов.
Для улучшения работы промышленности строительных материалов Минрегионом России разработан и согласован в федеральных органах исполнительной власти проект Стратегии развития промышленности строительных материалов. С учетом происходящих процессов в сфере экономики, вызванных мировым финансовым кризисом, и необходимостью уточнения степени влияния кризиса на отечественный строительный сектор, а также разработки мер по стабилизации и развитию промышленности строительных материалов срок внесения проекта Стратегии развития промышленности строительных материалов в Правительство Российской Федерации перенесен на 2010 год.
О стоимости строительных материалов
Анализ данных о динамике роста индексов и стоимости м2 по ряду субъектов РФ показывает, что рост стоимости строительной продукции в IV квартале 2008 года по сравнению с III кварталом 2008 года в среднем составил 3-3,5%, в том числе с учетом падения стоимости ряда строительных материалов (стальные конструкции - 15%, плиты древесно-стружечные - 19%, листы асбоцементные -23%, цемент - 3%).
При этом большая часть строительных материалов в октябре выросла на два - три процента по отношению к сентябрю 2008 года.
Кроме того по данным Росстата в октябре по отношению к сентябрю был отмечен значительный рост отдельных строительных материалов (песок строительный - 107,9%, плитки керамические - 108,08%, краски - 109,68%, стекло оконное - 202,71%.
О цементной промышленности
В Российской Федерации в цементной промышленности работают 52 завода. Из них 9 - на современном оборудовании (мощностью 10 млн.т «сухим» способом).
На стадии формирования проектной документации 18 новых заводов и в 2009 году планируется завершение строительства 3 заводов.
В январе-ноябре 2008 года произошел спад производства цемента на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за счет снижения темпов жилищного строительства (г.Москва - 52,0%, Ярославская область -98,5%, Чувашская Республика - 94,4% и др.), а также ввоза из-за рубежа около 7 млн.тонн цемента (Китай, Турция). Цена на продукцию цементных заводов упала на 20% с июля текущего года. Среди других строительных материалов наблюдается рост производства материалов, изделий и конструкций.
Минрегионом России совместно с Минэкономразвития России и ФАС предложено продлить действия ставок ввозных таможенных пошлин на цемент и изделия из цемента, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 913 на срок до 25 октября 2009 года.
Продление действия указанных ставок ввозных таможенных пошлин позволит провести анализ влияния принятых мер на рост цен на цемент и изделия из него, а также влияния импорта на развитие цементной промышленности в Российской Федерации и по результатам анализа выработать взвешенную позицию о сохранении или отмене ввозных пошлин на данные виды продукции.
При этом предусматривается введение ввозных таможенных пошлин на импорт цемента в случае падения цены на цемент на внутреннем рынке до уровня 2000 - 2100 руб. за тонну.
Кроме того, Минрегионом России совместно с Минэкономразвития России предлагают ввести беспошлинный ввоз на территорию Российской Федерации нового оборудования и машин для производства строительных материалов, а также для строительства машиностроительных заводов по производству оборудования для производства стройматериалов изделий и конструкций, не производимых в Российской Федерации.
О саморегулировании строительной отрасли
С 1 января 2009 года прекращается предоставление лицензий на осуществление деятельности по инженерным изысканиям, проектированию и строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
С 1 января 2010 года лицензирование указанных видов деятельности прекращается.
Постановлением Правительства Российской Федерации 19 ноября 2008 г. № 864 установлено, что:
перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации;
государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В декабре 2008 г. приказом Минрегиона России утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, который направлен в Министерство юстиции Российской Федерации на государственную регистрацию.
О безопасности в строительстве
Безопасность в строительстве может существовать только при условии слаженной работы по трем направлениям:
Техническое регулирование - формирование нормативно-правовой базы (Минрегион России);
Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий (Минрегион России);
Государственный строительный надзор (Минприроды России)
Необходимо передать в ведение единого федерального органа (Минрегиона России) вопросы формирования нормативно-правовой базы обеспечения безопасности в строительстве, а также государственные органы, осуществляющие контроль и надзор за их исполнением.
В области технического регулирования градостроительной сферы разработано 2 технических регламента «О безопасности зданий и сооружений» и «О безопасности строительных материалов». С 2005г. по настоящее время разработано 79 национальных и межгосударственных стандартов в области строительства и строительных материалов.
Утверждена концепция федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения на 2009 - 2013 годы». В рамках Программы из федерального бюджета планируется финансирование мероприятий по сейсмоусилению федеральных объектов, а также выделение субсидий из федерального бюджета 28 регионам, расположенным на наиболее сейсмически опасных территориях. В соответствии с концепцией предварительно общий объем финансирования Программы предусматривается в размере 72 млрд. рублей.