Выдержка из Экспертного доклада Фонда регионального развития Иркутской области: Градостроительная политика
Город Иркутск имеет современный и проработанный генеральный план развития. Однако его требования зачастую не выполняются, и он является формальным документом, а не руководством к действию для городских властей. Для повышения качества городской среды и конкурентоспособности городской экономики необходимо изменение градостроительной политики.
Необходимо провести ревизию выделенных под застройку земельных участков. Неиспользуемые земельные участки с нарушением сроков освоения, выделенные в аренду, должны быть возвращены в муниципальный земельный фонд с последующим выделением новым застройщикам. По неиспользуемым земельным участкам, находящимся не в муниципальной собственности, необходимо проведение переговоров с инвесторами с целью определения их дальнейшего использования.
Комплексное развитие застроенных территорий
Иркутск имеет большую территорию, которая используется неэффективно. Как правило, застройщикам предоставляются участки для так называемой «точечной застройки», хотя при реализации комплексных проектов развития застроенных территорий легче решать вопросы общего благоустройства, сохранения зеленых зон, развития социально-бытовой инфраструктуры. Необходимо, используя возможности градостроительного кодекса, на конкурсной основе привлекать крупных инвесторов к развитию застроенных территорий (части предместий Рабочего и Марата, улицы Радищева, берега реки Ушаковки, частная застройка в микрорайоне Ново-Ленино и т.п.).
Деревянное домостроение и частная застройка
В городе имеются большие территории, застроенные деревянными домами. Деревянное домостроение является изюминкой города Иркутска, создает его уникальный облик. Иркутску необходима отдельная политика и нормативные акты в сфере частного домостроения. В среднесрочной перспективе необходимо полное благоустройство частного жилищного фонда, в том числе с использованием современных индивидуальных энергосберегающих систем жизнеобеспечения. Для этого необходимо принятие отдельной целевой программы.
Исторический центр
Здания, являющиеся памятниками истории и архитектуры, должны быть отреставрированы с привлечением частных инвесторов, которые могут затем получить эти здания в собственность. Ветхие и аварийные постройки необходимо снести, предоставив эти земельные участки на конкурсной основе застройщикам под строительство новых зданий с сохранением общего архитектурного облика. Стихийные уличные рынки (например, на Софьи Перовской) должны быть ликвидированы, незаконно захваченные участки земли освобождены, строения снесены.
Необходимо ограничить высотность строительства (в том числе при реконструкции объектов) до пяти, а в некоторых местах – до двух этажей. Это позволит сохранить профиль исторического центра и его архитектурный облик.
Строительство в историческом центре должно быть жестко ограничено. Недопустимо дальнейшее строительство торговых и офисных зданий, создающих дополнительную нагрузку на дорожно-транспортную сеть.
Транспорт
Необходимо в соответствии с генеральным планом Иркутска принять городскую целевую программу развития транспортной инфраструктуры, которая будет включать в себя строительство внутригородских скоростных магистралей (заложены в генеральном плане), организацию двухуровневых развязок, парковок во всех районах города.
Схема движения автомобильного транспорта в Иркутске должна быть реорганизована. Сегодня основная нагрузка на городские дороги создается транзитным транспортом, связь между городскими районами осуществляется только через центр города.
Для более эффективной организации городского общественного транспорта необходима ревизия его маршрутов, переход на транспортные средства большей вместимости для снижения общего городского трафика. Необходим перенос автовокзала и его совмещение с железнодорожной станцией для организации современного пересадочного узла. Такой узел можно было бы создать на базе станции Иркутск-Сортировочный, где останавливается большая часть пассажирских поездов и имеются прилегающие земельные участки для организации автовокзала.
Движение личного транспорта в центре города должно быть ограничено. Для этого необходимо разработать и принять специальный регламент движения и контролировать его соблюдение. Ограничение движения личного транспорта можно вводить только после строительства необходимого числа парковочных мест в пешеходной доступности от исторического центра и остановок общественного транспорта.
Водоснабжение и водоотведение
В Иркутске необходимо провести реконструкцию городских очистных сооружений и построить резервный водозабор. Эти проекты предусмотрены генпланом, однако не реализуются по причине отсутствия финансовых средств. Возможности привлечения финансирования для этих и других проектов описаны в разделе «Ресурсы развития»
Теплоснабжение, электроснабжение
С целью экономии средств городского бюджета необходимо внедрение в городское хозяйство энергосберегающих технологий. Кроме простой установки приборов учета, нужно внедрять автоматизированные системы управления энергопотреблением. Данные разработки на сегодня имеются как за рубежом, так и в России.
Важным является также увеличение надежности и развитие электрических и тепловых сетей, обеспечение энергомощностями проектов комплексной застройки. Необходима программа по обеспечению выделенных под комплексную застройку площадок необходимой инфраструктурой за счет средств бюджетов разных уровней и энергообеспечивающих компаний.
http://irktorgnews.ru