- "Новый урбанизм" в какой-то степени можно рассматривать как возврат к идее компактного средневекового города. До кризиса российские власти старались продвигать иную идею - концепцию массового коттеджного строительства. Насколько создание коттеджных пригородов - субурбии - вписывается сегодня в глобальные тренды?
- А вы знаете, как возникла классическая американская субурбия? В 1932 году в США вышла книга Фрэнка Райта "Исчезающий город", где субурбия была описана как великий демократизатор. Каждый человек получит по собственному дому. Дома будут одинаковые - это будет демократично, и жизнь станет замечательной. Книга стала одним из манифестов "Нового курса" Рузвельта наряду с программами социальной защиты и массовой электрификации жилищ.
Во время войны 60 великих деятелей Америки, в том числе и Альберт Эйнштейн, написали письмо президенту: "Давайте сделаем эту субурбию". Такую программу американцы запустили уже после войны. Создание пригородов привело и к автомобильной революции: в растянутой на сотни километров субурбии жить без машины невозможно. Стали строиться торговые моллы. Так и появилась американская субурбия - плотная демократичная коттеджная застройка, которая позволила всем разместиться.
Что касается России, то парадокс заключается в том, что Америка субурбию запускала в момент бебибума, а мы - в момент демографического угасания. Но субурбия нам нужна. Конечно, не американская полувековой давности.
- А что происходит с американской субурбией сегодня?
- Американская субурбия в жутком кризисе. Бебибумеры начали выходить на пенсию, и первое, что они сказали: "Хотим минимума автомобильного трафика. Хотим, чтобы до всего можно было добраться пешком". Более 70 процентов пожилых американцев хотят жить так, чтобы основные блага были в пешей досягаемости. А у них во многих пригородах даже нет тротуаров, все рассчитано только на автомобилистов.
Другой момент - торговые моллы. Первый молл - огромный кондиционированный сарай с магазинами - был открыт в 1956 году. Формат имел большой успех, а сегодня торговые центры умирают: в год в Штатах закрывается по сто торговых центров. Американцы сейчас стараются перестроить их: вместо однообразных огромных ангаров делают плотные торговые улицы а-ля европейский городок - Флоренция или Венеция. Идет возвращение к человеческому масштабу. Да и сама субурбия перестает быть однообразной. Есть исследования по Бостону: там старые пригороды очеловечились - в них выросли деревья, жильцы сделали дорожки, сформировались комьюнити, однотипные дома перестроили, у каждого появилось свое лицо.
- А какой тип застройки более перспективен, учитывая парадигмальный переход и новую энергетику?
- Очевидно, что небоскребы - не доминирующая застройка. Переход на новую энергетику будет связан с коттеджами или небольшими комьюнити. В многоквартирном доме монтаж энергетических утилит - ветровой установки или солнечной батареи - крайне проблематичен. Сформировать сообщество жильцов в 30-этажном доме почти нереально.
В принципе новой энергетикой могли бы заниматься девелоперы, но им это невыгодно. Застройщику важно, чтобы человек просто купил квадратные метры, и все. Если человек хочет выступить сопроектировщиком, заложить в проект что-то особое - это для девелопера просто головная боль, мешающая зарабатывать. Кстати, названная проблема не только российская. Британцы сегодня очень жестко критикуют девелоперов за безответственность. Одно из последних предложений - заставить девелоперов эксплуатировать построенные ими же дома по фиксированным расценкам. Тогда застройщик будет сам платить и за плохое качество, и за неэкономичные решения. Впрочем, не думаю, что решения такого рода будут реализованы на практике.
Из интервью - "О кризисе города" Владимира Княгинина, директора Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-запад" (май 2010 г.).