Борис Грызлов. Стратегия "Единой России" в контексте актуальных задач национального развития

Печать
Главную задачу партии 'Единая Россия' мы видим в развитии и продолжении того курса, на который наша страна вышла в последние годы. Его основные направления сформулированы, в том числе в посланиях Федеральному Собранию, и именно с этим курсом 'Единая Россия' связывает конкурентоспособность страны, твердые позиции России в мире и достойную жизнь ее граждан.
В данной установке - суть нашей идеологии, которая будет понятна гражданам и, я уверен, получит поддержку избирателей.
В истории России неоднократно бывали случаи, когда она теряла многое из того, что обретала ценой колоссального напряжения сил. Теряла не столько под давлением извне, сколько из-за внутренних неурядиц, из-за радикальных, революционных изменений в общественной жизни. Иными словами, из-за неэффективности своей политической системы, ее неспособности к самоорганизации, модернизации, к адекватной реакции на внутренние потребности и внешние вызовы. Поэтому преемственность курса должна быть сохранена. Главное здесь - гарантии политической стабильности и последовательности развития.
У 'Единой России' есть для этого все необходимые ресурсы и опыт. Парламентское большинство, сформированное впервые на основе одной фракции по итогам выборов 2003 года, позволило обеспечить принятие важнейших для страны и граждан законов. Законотворческий процесс в целом стал более ответственным и динамичным. Фракция 'Единая Россия' работала таким образом, чтобы важнейшие инициативы президента могли качественно реализовываться. Кроме того, наличие парламентского большинства создало и для правительства России более чем комфортные условия. Насколько эффективно подобные условия были использованы - вопрос к самой исполнительной власти.
'Единая Россия' ставит перед собою цель получения большинства и на следующих выборах. Учитывая, что выборы пройдут по пропорциональной системе, спецификой избирательной кампании станет конкуренция не столько кандидатов, сколько идеологий и предлагаемых программ развития страны. Мы к такой конкуренции готовы.

Актуальная повестка дня

20 июня в ходе заседания Совета безопасности президентом была поставлена задача перехода к стратегическому планированию - на 'долгосрочную стратегию развития страны по всем критическим направлениям'. Среди указанных направлений - инновационная модернизация экономики, преодоление демографического кризиса, укрепление национальной безопасности страны.
Под стратегией мы понимаем, конечно, не восстановление советской плановой системы - нет смысла планировать выпуск каждой пары сапог. Современное планирование должно строиться на прогнозировании, основанном на анализе существующих тенденций и возможных рисков, а также на определении целевых показателей и методов их достижения.
Задача 'Единой России' как крупнейшей политической партии заключается в том, чтобы сформулировать предложения по каждому из обозначенных направлений и обеспечить их реализацию. Это и будет практическим воплощением нашей идеологии.
Конкретные меры, направленные на развитие страны и укладывающиеся в единую стратегию, мы обсуждаем на партийных мероприятиях. Многие из них уже нашли свое отражение в наших решениях. В частности, в решениях VI съезда и апрельского Генерального совета.
1 июля состоялась встреча депутатов парламентской фракции 'Единая Россия' с президентом, на которой мы проинформировали главу государства о своих предложениях и получили поддержку по всем ключевым вопросам.
Инновационный прорыв
Обеспечение технологического перевооружения мы связываем с решением ряда задач. В их числе:
· диверсификация экономики;
· расширение инвестиций;
· формулирование промышленной политики;
· развитие инфраструктуры;
· обеспечение устойчивости отношений собственности, развитие частногосударственного партнерства;
· снижение общего налогового бремени на производство, упрощение налоговых процедур, поощрение капиталовложений в НИОКР;
· вывод экономики из тени, борьба с контрафактом.
При этом мы считаем, что модернизация экономики должна проводиться при сочетании территориальных и отраслевых подходов. Ведь сегодня не всегда планы развития той или иной отрасли учитывают интересы конкретных регионов. Необходимо всегда анализировать региональный аспект, прогнозировать последствия принимаемых мер для территорий, их вклад в укрепление единства страны. Это особенно важно в масштабах такого государства, как Россия.
Необходимо учитывать, что российская наука обладает достаточным потенциалом для разработки собственных новых технологий. В целом ряде отраслей мы способны самостоятельно обеспечивать весь цикл - от научных исследований до вывода высокотехнологичного продукта на рынок. Приобретение технологий за рубежом тоже важно, однако поддержка российской науки должна рассматриваться как приоритет и как ключевой фактор обеспечения инновационного развития. Это наша принципиальная позиция. В ее развитие, в частности, депутаты фракции 'Единая Россия' инициировали повышение надбавок за ученые степени кандидатам и докторам наук.

Деловой инициативе - эффективное воплощение

Одно из ключевых направлений стимулирования экономики - налоговая политика. В результате налоговой реформы фискальная нагрузка снижена до 34 - 35 процентов. Тем не менее, учитывая масштаб стоящих перед страной задач, мы должны и дальше двигаться в этом направлении.
Необходимо предметно рассмотреть возможности снижения НДС, вопросы инвестиционной льготы по налогу на прибыль.
Отдельного обсуждения заслуживает ситуация с малым бизнесом. В Германии, например, малые и средние предприятия обеспечивают три четверти всех рабочих мест. Потенциал малого бизнеса велик и в России, но у нас он пока остается лишь потенциалом. Для малого бизнеса предусмотрены специальные налоговые режимы. Полагаю, что - наряду с обсуждением дополнительных мер по поддержке малого бизнеса - имеет смысл расширить диапазон вовлеченных в него инициативных людей, подняв существующие ограничения по обороту, возможно, в 2 - 3 раза. Цель, конечно, заключается не в увеличении статистической доли малого бизнеса, а в предоставлении дополнительных возможностей тем предпринимателям, которые по характеру своего дела должны относиться к малому бизнесу.
Защита конкуренции имеет стратегическое значение для развития российской экономики, особенно для поддержки среднего и малого бизнеса. Нечестная конкуренция является одной из причин необоснованного повышения цен, от которого в конечном итоге страдают простые граждане. Работа над законопроектом 'О защите конкуренции' ведется больше года при участии в обсуждении представителей бизнеса. В результате принятый закон станет действенным инструментом антимонопольной и антикоррупционной политики (например, предлагается снизить с 65 до 50 процентов порог значения рыночной доли хозяйствующего субъекта как признак 'доминирующего положения'). Это в общих интересах и власти, и бизнеса, и всех граждан России. Демонополизация, обеспечение условий для конкуренции и в дальнейшем будут оставаться в числе важнейших направлений нашей работы.

Пространство страны - источник ее капитализации

Прямая обязанность государства - совершенствование инфраструктуры. Сегодня мы видим, что ее недостатки становятся реальным тормозом для развития экономики. Здесь, как нигде, важны механизмы частногосударственного партнерства. Многое зависит и от законодателей - необходимо продолжить формирование надежных правовых механизмов и гарантий защиты частных капиталовложений.
Пример развития инфраструктуры - оптимизация дорожной сети. Какая у страны транспортная инфраструктура - такая и экономика. Здесь особенно ярко видна актуальность принципа территориального развития. Данная проблема напрямую связана с задачей обеспечения экономического единства страны. А ведь это единство пока что остается достаточно условным, так как множество малых населенных пунктов вообще не имеют подъезда с твердым покрытием - около 50 тысяч населенных пунктов в нашей стране не обеспечены круглогодичным транспортным сообщением. Полагаю, что необходимо разработать национальную программу развития дорожной сети. И здесь выдвигаются инициативы, достойные обсуждения: например, соединение всех городов-миллионеров четырехполосными дорогами, всех городов с населением свыше 50 тысяч - дорогами шириной не менее 10 метров, всех населенных пунктов с населением свыше 1000 человек - дорогами со всесезонным покрытием.
Кроме того, дороги - это еще и магистрали, с которыми связан транзитный потенциал России. Сегодня в объеме мировых грузоперевозок между Западом и Востоком доля стран ЕврАзЭС составляет всего полтора процента! Развитие инфраструктуры, в том числе с участием государства, позволит стране зарабатывать на порядок больше.
Лишь 4 процента российского внешнеторгового оборота в сфере морских перевозок обеспечены нашим флотом, остальные 96 процентов - это суда, ходящие под чужими флагами. Федеральный закон о создании Российского международного реестра судов, принятый в конце 2005 года, направлен на то, чтобы изменить эту ситуацию. Морскую торговлю Россия должна вести с использованием собственного коммерческого флота, да и нашу рыбу должны ловить только суда, ходящие под российским флагом. Конечно, нельзя здесь применять радикальные меры, такого рода задачи мы должны ставить на перспективу и последовательно продвигаться к их решению.

Новая промышленная политика

В Послании Федеральному Собранию обозначена необходимость приоритетного развития тех производств и отраслей, которые способны эффективно конкурировать с импортируемой продукцией. В их числе: авиастроение, энергомашиностроение, информационные технологии, ядерные технологии, металлургия.
Особая поддержка не означает, что государству следует взять здесь все проблемы на себя. Везде, где возможно, опора должна делаться на частную инициативу и частногосударственное партнерство. В то же время сегодня существует достаточно инструментов, чтобы поддержать эти отрасли. В частности, необходимо подумать над расширением системы государственных лизинговых компаний, в том числе над увеличением их капитала.
Есть секторы, которые остаются и останутся под контролем государства - например, атомная энергетика. Решение о ее поддержке, в частности о развитии новых технологий - реакторов на быстрых нейтронах, энергоустановок морского базирования, - мы принимали на VI съезде 'Единой России'. В таких сферах просто необходимо повысить активность и эффективность действий государства. Со своей стороны, мы предпринимаем определенные меры - на завершение строительства энергоблока БН-800 на Белоярской АЭС в этом году депутаты выделили дополнительно 1 млрд рублей.
Говоря о приоритетных отраслях, нужно затронуть также фармацевтическое производство. Почему-то эта сфера не всегда оказывается в числе приоритетных. Между тем проблема лекарственного самообеспечения страны - по крайней мере по основным позициям - имеет стратегическое значение. Необходима разработка программы возрождения отечественной лекарственной промышленности. Очень показательны следующие цифры: в СССР доля антибиотиков собственного производства на внутреннем рынке составляла 50 - 60 процентов; сейчас это - 1 - 2 процента, а отечественных субстанций для антибиотиков на рынке вообще нет.
Кроме того, нужно вытеснить с рынка разного рода серые схемы поставки лекарств. Вообще нужно решение правительства об обязательном использовании технологий, которые защищают от подделок при поставке лекарств в розничную сеть.
Возрождение села
Особое внимание мы традиционно уделяем сельскому хозяйству. В марте ситуация в этой отрасли обсуждалась на высшем совете партии. Здесь по-прежнему много проблем. Конкуренты наших сельхозпроизводителей получают крупные дотации от своих государств. Дотации, направленные и на то, чтобы избежать перепроизводства. Им оказываются и многие другие формы поддержки. Мы должны как минимум уравнять возможности нашего сельского хозяйства и его конкурентов.
Сегодня заметно, как - в том числе благодаря национальному проекту - отрасль движется в сторону производства продукции с более высокой добавленной стоимостью. Эффект есть, и, чтобы его закрепить, нужно продолжить работу как в части усиления законодательной базы, так и в части финансирования. В рамках работы над законопроектом 'О развитии сельского хозяйства' депутаты предложили четко зафиксировать уровень государственной поддержки доходности сельхозпроизводства.

Дарованное богатство

Наконец, говоря о приоритетах, нужно сказать и о природных ресурсах. Значение данного сектора в экономике исключительно велико. Однако пока в основном это лишь экспорт сырья. А нам нужны производства, ориентированные на продукцию высокой переработки.
Пожалуй, наиболее отстающей отраслью здесь является лесопромышленный комплекс. Между тем лес для России - третий по значимости ресурс после нефти и газа. России нужна глубокая переработка леса. Поэтому необходимы, с одной стороны, прочная нормативная база, обеспечивающая гарантии лесопользователям. С другой стороны - меры, направленные на стимулирование внутреннего спроса на соответствующую продукцию.
В таком вопросе, как использование природных ресурсов, важно видение стратегической перспективы. Например, сегодня многие специалисты говорят, что со временем обеспечение питьевой водой может стать таким же выгодным международным бизнесом, как поставки нефти. И поэтому представляется важной подготовка специальных программ в данной области, в том числе программы 'Чистая вода'. Тот, кто утверждал: 'Мы - то, что мы едим', - был прав лишь на 20 процентов. А на 80 процентов мы - то, что мы пьем.

От 'бюджета развития' к 'бюджету стратегических проектов'

Решая задачи экономического развития, нам необходимо значительно повысить эффективность государственных расходов. Сегодня уже не стоит вопрос, где взять деньги. Актуально другое - как грамотно распорядиться имеющимися средствами. Только от этого зависит, станут ли деньги способствовать росту производства, конкурентоспособности, модернизации или приведут лишь к росту цен.
Пример приоритетных национальных проектов показывает, что повышение государственных расходов, в том числе и в социальной сфере, может проводиться эффективно и без инфляционных последствий. То есть в рамках программно-целевых методов, под конкретные, имеющие реальное выражение задачи и программы - тратить деньги можно.
Сохраняя концепцию 'бюджета развития', необходимо дополнить ее. Бюджет 2007 года должен стать 'бюджетом стратегических проектов'. Дело, конечно, не в названии, а в сути. Проекты с четкими задачами и целевыми показателями позволяют не только формулировать приоритеты, но и более эффективно контролировать их реализацию.
Уже сейчас приоритетные национальные проекты дополнены демографическими задачами, есть целый ряд других сфер, в частности те, которые перечислялись выше. Бюджету 2007 года необходимо соответствовать масштабу поставленных президентом задач, а для этого правительству и другим органам власти нужно руководствоваться системным, проектным подходом к управлению социально-экономическим развитием.
Тем не менее предварительное обсуждение депутатами фракции, экспертами предложений правительства по бюджету-2007 выявило ряд вопросов. Есть вопросы и по объему запланированных средств (позволяют ли они решать задачи, поставленные президентом?), и по качеству управления этими средствами. Можно ожидать, что работа над проектом бюджета, консультации с правительством будут проходить достаточно напряженно.
Мы исходим из того, что механизмы формируемого бюджета должны получить развитие. Есть Инвестиционный фонд - но нужен и венчурный фонд; обеспечено финансирование приоритетных национальных проектов - но и демографической политике требуется полноценное финансирование.

Инвестиции в человека

Приоритетные национальные проекты имеют имидж социальных. Это не случайно. Но даже на примере с лесом мы видим, что реализация нацпроекта 'Доступное жилье' в части малоэтажного строительства может значительно увеличить спрос на деревянные дома, то есть ведет к стимулированию целого сектора производства.
Это - прекрасная иллюстрация одного из базовых принципов, на которых мы настаиваем. По нашему глубокому убеждению, экономические и социальные задачи не противоречат друг другу. Развитие социальной сферы нельзя откладывать 'на потом', человеческий фактор - необходимое условие успешного экономического развития.
Мы активно поддерживаем национальные проекты. Поддерживаем не только потому, что они важны с точки зрения социальной справедливости, но и потому, что они ведут к основательной модернизации соответствующих отраслей. Фактически эти траты являются сегодня необходимым условием проведения важнейших структурных реформ.
Также мы поддерживаем и процесс повышения заработной платы - как в бюджетном, так и во внебюджетном секторе. Россия - не та страна, которая должна конкурировать на мировом рынке за счет дешевой рабочей силы. Мы способны производить сложную, высокотехнологичную продукцию. А для этого нужны инвестиции в человека.
Абсолютно своевременно поставлена задача комплексных подходов в демографической политике. Снижение численности населения, низкая плотность, особенно в восточных районах, создают реальную угрозу долгосрочному экономическому развитию и осложняют контроль над территорией. Поэтому мы, безусловно, будем всячески содействовать реализации всех мер по исправлению демографической ситуации, предложенных президентом России, в том числе Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Демографическая политика - неотъемлемая часть социальной политики. Инвестиции в человека помогут стране решить демографическую проблему, создать комфортные условия для того, чтобы жить и работать в России. Условия, выгодные и для наших граждан, и для будущих граждан - проживающих пока за пределами нашей страны соотечественников.

Стратегии безопасности

Только сильное государство с развитой экономикой, лидирующее по ключевым позициям, с высоким уровнем жизни, с четкой стратегией дальнейшего развития может обеспечить себе достойное место в мире в долгосрочной перспективе.
Важный фактор повышения общей эффективности государства - укрепление национальной безопасности. Мы должны быть способны дать адекватный ответ на вызовы и угрозы, откуда бы они ни исходили. Это вопрос защиты суверенитета нашей страны.
Необходимо активное развитие международных связей - конечно, на условиях, понятных и выгодных для России. С одной стороны, здесь можно уверенно опираться на успешные интеграционные объединения, такие как ЕврАзЭС, Союз Беларуси и России. С другой - вести постоянный диалог в рамках 'Группы восьми' и других авторитетных международных структур.
Борьба с коррупцией - еще один из приоритетов национальной безопасности. Важно не только выявлять и привлекать к ответственности коррупционеров, но и одновременно устранять условия для коррупции. Нужно повысить прозрачность отношений власти и общества, прозрачность процесса принятия управленческих решений.

Общество возможностей


Не только во внешней, но и во внутренней политике необходимо исходить из понимания миссии России. Вся история нашей страны является примером реализации цивилизационного проекта, примером гармоничного сосуществования многих национальностей, культур, разных религий. Традиции российского общества необходимо уважать и сохранять, воспитывать на них новые поколения россиян.
В условиях глобализации особенно важно внимание к нашей культуре, к наследию великих соотечественников, в том числе тех, которые застали современный период истории России. Среди них - Дмитрий Лихачев, Лев Гумилев, Никита Моисеев: Опора на собственные традиции позволит России играть существенную роль в мировых процессах, обеспечивать гармонию в отношениях цивилизаций, не допустить их конфликта.
Конечно, все те многочисленные задачи, которые стоят сегодня перед страной, могут быть успешно решены лишь при параллельном укреплении российской демократии, развитии политической, в том числе партийной, системы и гражданского общества.
Россия должна стать обществом возможностей. Условия для этого начали формироваться в последние годы. Ведь 70 лет коммунистическая идеология подавляла любую самостоятельность, воспитывала в людях иждивенческие настроения, которые проявляются до сих пор. Выражение 'земля прокормит' еще многими воспринимается буквально: можно ничего не делать, все проблемы решит государство.
Личный успех каждый должен связывать с собственной активностью и честным трудом, но не с незаконным обогащением за счет других. Безусловно, государство обязано выполнять все свои социальные обязательства, причем выполнять своевременно и более качественно, обеспечивая достойный уровень жизни тем, кто нуждается в поддержке. Но одновременно необходимо стимулировать и пропагандировать самостоятельность, инициативу, создавать условия для самореализации граждан России.
Борис Грызлов, Журнал "Политический класс", № 19

Источник: http://cskp.ru