Появилась тема малоэтажного строительства, её заявили и преподнесли как панацею, но это процесс не простой и его надо опять стимулировать и продвигать. Очевидно, что наши просторы более подходят под такой формат жилья, но ожидаемая дешевизна эфемерна. Строить надо 70-80 млн. м2 малоэтажного жилья в год и по всей России, а где взять участки для застройки, обеспеченные инфраструктурой? Дороги, коммуникации и т.д. Пока малоэтажка создавалась «самостроем» на собственный деньги застройщика. Если надеяться на это, то рост объёмов строительства будет небольшим. Профессиональные строители пока обходят стороной этот бизнес, так как заработать на нём сложно. В регионах обстановка не лучше, индустрии нет, а стройка временными бригадами не обеспечивает качества, энергоэффективности и стоит дорого. Если взять регламенты и правила, то и здесь порядка мало, так как даже понятие «индивидуальное жилищное строительство» трактуется по-разному и почему-то блокированная застройка, на двух хозяев, наиболее экономичная и часто практикующаяся на селе, выпала из этого списка. Архитекторам в районах предоставлен многовариантный выбор взаимоисключающих правил, как говорится «что хочу, то и ворочу». Так что нужна предварительная огромная работа, по организации процесса строительства малоэтажного жилья. Нужна система взаимоотношений Государства, местных властей, бизнеса и народа, нуждающегося в современном, комфортном жилье.
1. Необходимо определить приоритет малоэтажного строительства в регионах и ограничить строительство многоэтажного жилья.
2. Обеспечить выделение земельных участков для комплексной застройки малоэтажным жильём в объёмах, обеспечивающих плановое строительство и обеспечить их коммуникациями и дорогами.
3. Нужно стимулировать создание индустрии малоэтажного строительства на базе технологии, позволяющей выпускать домокомплекты повышенной заводской готовности, обладающих основными качественными характеристиками: цена, прочность, энергоэффективность, экологичность, скорость и экономичность строительства и эксплуатации.
4. Необходимо создать возможности компактной, комплексной малоэтажной застройки, обеспеченной инфраструктурой, для переселения части жителей из мегаполисов, обеспечив их комфортное проживание.
5. Создать информационное просвещение населения о качественных характеристиках жилья заводской готовности, их энергоэффективности, экономичности, экологии и т.д.
6. Привести в порядок регламентирующие документы по малоэтажному строительству, по порядку выделения земельных участков под застройку, разрешения на строительство и сдачу в эксплуатацию, а так же необходим контроль за качеством такого строительства.
7. Усилить позиции Жилищных накопительных кооперативов в зонах малоэтажного строительства, как наиболее устойчивого финансового инструмента, с обязательной Государственной поддержкой по образу и подобию строительных сберегательных касс стран Европы. Скорректировать законодательство по ЖНК и конкретно ФЗ - № 215 в части Государственной поддержки кооперативов, участие их в социальных программах и тарифах за предоставляемые Государственные услуги на платной основе.
8. Обязать местные власти регионов России ввести планирование строительства малоэтажного жилья заводской готовности и отчитываться за ввод в эксплуатацию этого жилья, с конкретными качественными характеристиками.
9. Бизнес и рынок в этой области пока не эффективны, нужно Государственное участие и не фрагментарно, а на уровне политики с законами и экономическим стимулированием. Государственно – частное партнёрство могло бы стать основой, для создания структуры организующей и отвечающей за процесс.
Только общими усилиями можно решить проблему жилья
Жилищная проблема России - поиск решений
Новые дома для новой жизни
Жилищный накопительный кооператив - начало
Тема сезона - как и что строить?
В каком доме жить будем?
Малоэтажное здание модульной конструкции
Заводское домостроение в России
Мы готовы к распространению нашего опыта