Инициатива бизнеса, а не государства.
Профессионалы-практики лучше чиновников знают о том, как сделать свою работу качественной и безопасной. Значит, государство может их «нанять» для того, чтобы они сами контролировали обеспечение безопасности и должного уровня качества.
В нашей стране в большинстве отраслей правила устанавливает государство. Бухгалтерам – правила бухгалтерского учёта. Строителям – СНиП. Ещё десять лет назад было подсчитано, что лицензированию в России подлежит более 2000 видов деятельности (для сравнения: в большинстве развитых стран – 30–40). Максимум регулируемых государством видов деятельности насчитывается во Франции и Японии – 150 и 160. И это считается чрезмерным: в развитых экономиках государственное регулирование остаётся только в областях, связанных с безопасностью и здоровьем граждан.
Во всём мире и бухгалтеры, и строители, и все остальные сами формируют стандарты в рамках, установленных законом и требованиями потребителей. А государство задаёт требования к качеству по безопасности через технические регламенты. Например: розетка должна быть безопасной по каким-то определённым критериям. А как этого добиться – проблема инженеров-электриков, которые знают это лучше государства.
Требования государства к безопасности профессий и видов деятельности устанавливаются через технические регламенты. А обеспечить заданный государством уровень безопасности работ и услуг должны профессиональные стандарты, которые устанавливают себе сами профессионалы. Для этого они собираются в специальные некоммерческие организации – СРО.
Саморегулирование успешно развивается и во вполне безопасных областях – по инициативе бизнеса, а не государства. Например, там, где высокое качество, задаваемое высокими профессиональными стандартами, становится национальным или региональным конкурентным преимуществом, – в виноделии, сыроделии. Добровольные СРО – механизм закрепления цивилизованных коммуникаций между бизнесом и потребителями его товаров и услуг, между властью и производителями, которые позволяют повышать качество по мере повышения требований к нему у потребителей.
Саморегулирование в своей истории восходит к различного рода ремесленной деятельности в Средние века. Уже тогда появились объединения кожевников, оружейников – так называемые цехи. Наибольшее распространение саморегулирование получило в Европе и Америке около 30 лет назад – в ответ на посягательство государств на права производителей товаров и услуг, выраженное в оттеснении их от процесса стандартизации своих сфер. До этого времени производители стандартизировали свою деятельность только в управляемом конфликте с потребителями услуг. Они спорили между собой о цене и о качестве, и там, где они договаривались, появлялись обычаи делового оборота, которые не требовали закрепления законодателями.
Но с ускорением развития сложных технологий и материалов возник запрос на быстрое формирование стандартов для новых видов работ, услуг и товаров. За эту работу принялись государства. Но когда чиновник занимается формированием профессиональных стандартов, они получаются весьма неопределёнными. Это результат естественного желания бюрократа при минимуме рисков оставить себе больше возможностей для «усмотрения». В подобной ситуации чиновник становится судьёй: сам устанавливает правила, сам проверяет их выполнение. Масса возможностей для коррупции и минимум ответственности.
В ответ на это производители в европейских странах объединились. И стали добиваться права самим устанавливать стандарты, с тем чтобы государство в этом процессе появлялось только в исключительных случаях, когда дело идёт о национальной безопасности, здоровье и безопасности граждан. Или в качестве арбитра в случае конфликтов на рынках.
Саморегулирование в развитых странах стало настолько привычным и естественным, что многие организации и не упоминают о подобном своём статусе. Так, давно уже перестали упоминать как СРО Международную ассоциацию бухгалтеров. Или Агентство по финансовым услугам – мегарегулятор в Великобритании, который действует по закону о компаниях, существует на взносы, и хотя в него не входят чиновники, он исполняет функции центробанка, осуществляет надзор за страхованием и пенсионной системой. В законе об агентстве описаны случаи, в которых государство в лице правительства (министерства финансов) вмешивается в его деятельность: при систематическом нарушении прав инвесторов и при назначении совета директоров. В последнем случае рынок предлагает кандидатуры, а министерство финансов их утверждает.
Теперь в мире лучшим считается такой подход к госрегулированию: в отраслях, где бизнес своей деятельностью может причинить ущерб какому-либо заранее не определённому числу людей, регулирование является обязанностью государства.
Автор: Председатель Комитета ГД по собственности В.С. Плескачевский,