Министр регионального развития РФ В.Ф.Басаргин, выступая в апреле на совещании (г. Истра МО), которое провел Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин по вопросу развития жилищного строительства, говорил о том, как можно сегодня строить жилье.
Недвижимость в Московской области - это на сегодня основной прирост жилищного строительства. Главный вопрос в том, что присоединение к Москве новых земель на юго-западном направлении оказало заметное влияние на рынок загородной недвижимости Подмосковья. Так, по мнению экспертов инвестиционно-девелоперской компании «Фокса» земли «зоны присоединения» (в пределах 20-25 километров от Московской кольцевой по Калужскому и Киевскому шоссе) на сегодня уже не так привлекательны для сугубо загородных форматов строительства - их явно ждут другие варианты застройки. Однако спрос на загородное предложение отнюдь не уменьшился с «потерей» юго-западных территорий, а просто сместился на другие подмосковные трассы, поддержав ранее менее популярные Дмитровское и Ярославское шоссе, и конечно, добавив ажиотажа на и без того востребованном Новорижско-Волоколамском направлении.
Но главный вопрос остается - как подстегнуть жилищное строительство? О том как государство может решать поставленные временем задачи - из выступления в процессе обсуждения на совещании 16 апреля В.Ф.Басаргина:
"Строительство жилья частными компаниями для последующей передачи в социальный найм возможно при предоставлении бесплатного участка, обеспеченного инфраструктурой, то есть это тоже задача номер один. При условии гарантированной доходности в 10%, при стимулирующем налогообложении такие условия привлекательны для многих инвесторов. Всего, Владимир Владимирович, нам потребуется для решения этой задачи 200 млн кв. м социального жилья. На предлагаемых условиях – мы обсуждали это с застройщиками – инвесторы для таких объёмов строительства найдутся, они придут. Схожую модель можно применить для строительства арендного жилья. С учётом масштаба задачи (а спрос на арендное жильё может составить до 700 млн кв. м) целесообразно сформировать единого государственного заказчика на рынке жилья для госнужд – государственную жилищную корпорацию – либо посмотреть, как это трансформировать за счёт наших сегодняшних институтов развития. Для развития корпоративной аренды мы предлагаем поддержать хозяйствующие субъекты, формирующие арендный фонд для своих сотрудников, полагаем разумным разрешить относить затраты на аренду жилья для сотрудников на себестоимость производимой продукции. Для лиц с доходами выше средних необходимо создать новый доступный продукт, например, массовое строительство малоэтажного жилья (мы тоже по этому поводу разговаривали с ассоциацией) по цене от 2 до 3 млн рублей на семью. Для концентрации ресурсов на формирование этого продукта предлагается создать стандартный пул финансовых льгот для банков, страховых компаний, хозяйствующих субъектов и покупателей жилья, готовых участвовать в реализации государственных проектов. Основным инструментом должно стать снижение ставки ипотечного кредитования, это можно достичь только при следующих условиях. Первое – обеспечить выдачу ипотечных кредитов с начальным платежом выше 30% без резервирования средств в Центральном банке, это сделает цены ипотечного кредита на 3–4% ниже коммерческого, то есть порядка 8% годовых.
Второе – мы считаем, что необходимо создать государственный банк жилищного строительства, причём госвложения в новую структуру должны быть возвратными. Третье – мы считаем необходимым зафиксировать маржу банка-оператора в 0,5%. У нас в этом году ситуация была такая, что мы не выбирали деньги из ВЭБа, так называемые льготные деньги, когда ВЭБ давал банку-оператору деньги под 3–4,5%, а наши застройщики получали эти средства как коммерческий кредит от 11 до 17%, поэтому мы считаем, что банку-оператору необходимо зафиксировать маржу в 0,5%.
Четвёртое – стимулировать региональную программу льготного ипотечного кредитования для групп населения, связанных с приоритетами государственной политики, – это молодые семьи, сельские учителя, врачи. Необходимы программы, обеспечивающие пятипроцентную ставку по ипотеке. С Александром Николаевичем (А.Н.Семеняка – генеральный директор ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию») мы такие продукты разработали, но при условии доступности финансовых ресурсов, при условии гарантии государства мы действительно можем на этом уровне выдавать ипотечный кредит. Всё это увеличит долю граждан, способных купить жильё самостоятельно или при помощи ипотеки, до 35%. По нашим расчётам, в целом предлагаемый комплекс мер обеспечит доступность нового жилья для 60% семей, формируя при этом качественно новый образ жизни при сбалансированном развитии территорий за счёт создания социальных перспектив. Чтобы предлагаемые меры не оказались в компетенции различных министерств и ведомств, как это имеет место сейчас, необходимо решение о формировании единого государственного института, устанавливающего правила игры в сфере строительства. Будет единый центр принятия решений, будет и единый центр ответственности. Нужно использовать послевоенный опыт Германии, где создание такого органа и государственная поддержка строительного сектора в размере 30–50% от общего объёма инвестиций позволили решить жилищную проблему в несколько лет. Считаем, что все эти меры помогут активно развивать строительную отрасль".
Источник - gov.ru.