России нужны крупные города агломерации, которые будут создавать вокруг себя особую среду, обеспечивая все условия для развития промышленности и сферы услуг.
Такой совет дает Хосе Асебильо Марину. В рамках пятого экономического форума в Красноярске главный архитектор Барселоны (Испания) выступил с докладом. Что же советует Хосе Асебильо Марину в новых экономических условиях - обеспечить современный подход к градостроительству. Единственным российским мегаполисом, соответствующим этому определению, по мнению испанского архитектора, остается Москва. На всей территории страны нет другого большого центра, который смог бы выполнять подобные функции. Между тем такой системообразующий город просто необходим в центральной части России. Однако его появлению должно предшествовать выполнение трех условий - развитие промышленности, открытие на территории крупных научных центров и формирование транспортной сети.
Архитектор почему-то опять старается увеличить плотность населения городов, но ему мешает транспортная инфраструктура (а разве возможно ее изменить быстро и изменить вообще?). В таких мегаполисах, как Москва и Пекин, по словам Марина, следующие 10 лет приведут к большим проблемам с мобильностью населения. Большинство зданий центра Москвы было построено в сталинские времена, все это время город живет и развивается, а инфраструктура остается той же, что много лет назад. Примерно то же самое происходит в Красноярске, численность автомобилей сегодня еще не "дотягивается" до европейского стандарта, но транспортная инфраструктура должна быть готова к тому, что лет через 10 этот показатель достигнет 600 автомобилей на тысячу жителей. "Одной из острейшей проблем, которые стояли перед готовившейся к Олимпийским играм 1992 года Барселоной, была проблема создания транспортной инфраструктуры, - рассказал Хосе Асебильо Марин. - Все проведенные в ходе работ преобразования дорожной схемы были направлены на то, чтобы увеличить трафик на периферии и уменьшить число автомобилей в центре города. В итоге после реконструкции многие улицы Барселоны получили два уровня. Под землю оказались перенесенными дороги, гаражи и автомобильные парковки".
Отметим, что данная точка зрения очень близка и московским властям. В стране давно необходима новая идеология развития городских агломераций , которая должна совместить в себе создание загородных поселков с воссозданием исторически ценной архитектуры городов и решением транспортной проблемы. Задача грандиозная, но выполнимая. Может быть в очень далеком будущем...
Для того чтобы город смог выйти на новый уровень развития, должны создаваться общественные места. Одним из самых важных элементов современного мегаполиса по Марину становятся его улицы, бульвары и площади, обеспечивающие концентрацию людей. "Для возведения общественно полезных мест я использовал бы аналогию с акупунктурой, иглоукалыванием, - сказал Хосе Асебильо Марин. - Так же, как в акупунктуре, в преобразовании города очень важно выбрать место и последовательность действий, другими словами, определить, где, что и как мы собираемся изменять. За последние семь лет в Барселоне было возведено 145 общественных объектов. Причем этот грандиозный проект модернизации города реализовывался очень небольшими шагами".
Исользованы материалы журнала «Сибирское строительство», 05.03.2008