Светокинетическая инсталляция московского художника установлена во дворе Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве. Виктор Поляков создал космический арт-объект, используя дихроичную пленку.
Кинетическая скульптура «Exodus» будет экспонироваться во внутреннем дворе самой известной московской галереи до середины осени. Специально для Третьяковки молодой художник Виктор Поляков создал удивительную конструкцию, которая при вращении отбрасывает мультицветные блики на фасад здания и расположенный рядом искусственный водоем.
Такой эффект достигнут благодаря отражению множества деталей из акрила, с нанесенной на них пленкой. Сочетание движения и дихроичного материала позволили создать неповторимую, постоянно меняющую цвет скульптуру.
Арт-объект, напоминающий одновременно уложенные одна над другой стрелки магнитного компаса, не первый опыт Виктора Полякова в использовании дихроичной пленки при создании кинетических световых скульптур. Ранее художник, увлекающийся астрономией и оптическим искусством, представил свою световую инсталляцию «Supernova», которая сейчас выставлена в рамках летней выставки Политехнического музея в павильоне «Оптика» на ВВЦ.
Виктор, насколько тяжело реализовывать идеи? Ограничен ли современный художник только своей фантазией, или первый вопрос, который встает перед началом работ – из каких материалов делать объект?
- В своей художественной практике я много экспериментирую с фактурами и материалами, в том числе, со светоотражающими и светопропускающи ми свойствами. Когда речь идет о реальных, трехмерных объектах - скульптурах и инсталляциях, материал и его характеристики выходят для меня на первый план.
В одной из последних работ Вы объединили сразу два своих хобби – астрономию и оптическое искусство. Расскажите подробнее о световой инсталляции «Supernova».
- Космосом я увлекаюсь с детства, в свободное время провожу лекции-наблюдени я, посвященные любительской астрономии. Неудивительно, что, решившись сместить свои интересы из области фотографии в область реальных объектов-инсталл яций, я выбрал космические феномены в качестве основной темы для вдохновения. Световая кинетическая скульптура «Supernova» формой напоминает сверхновую звезду «Песочные часы», наименование в научных каталогах - 1987A. Предполагается, что вспышка сверхновой - это конечная стадия жизни звезды, ее эффектный финал. Инсталляция «Supernova» при вращении создает эффект множественных перемещающихся протяженных бликов, погружающих наблюдателей в медитативное состояние.
Сложно ли было создать подобного рода объект? Какие материалы вы применили для осуществления таких невероятных эффектов?
- Несмотря на то, что кинетическая скульптура «Supernova» очень минималистична по форме - это две развернутые от центра полусферы, спроектировать и построить объект было довольно непростой задачей. Трудности возникли прежде всего из-за выбранных размеров работы - окружности по метру в диаметре и несущая конструкция около полутора метров в длину. К тому же, скульптура должна подвешиваться к потолку помещения и вращаться с заданной скоростью. Основные материалы, использованные в инсталляции - лепестки с нанесенной на них специальной дихроичной пленкой, в количестве 30 штук на каждую полусферу. Именно это позволило добиться эффекта протяженных градиентно окрашенных лучей-бликов.
Вы уже выставляли эту скульптуру на фестивале PlumsFest . Расскажите о реакции зрителей.
- Да, объект действительно находился на кратковременной экспозиции в Музее Москвы на фестивале современной культуры Plumsfest. Место для экспонирования работы оказалось удачным, учитывая высоту потолков в этом чудесном пространстве. Может быть это прозвучит нескромно, но реакция для меня была довольно ожидаемой, - практически все фотографировались на фоне объекта или его эффектов.
Вы упомянули о дихроичном материале, с помощью которого создавали эти яркие световые эффекты. Чем она интересна дизайнерам и архитекторам?
- Дихроичные материалы работают как зеркало, отражая часть спектра, а часть светового потока пропускают, тем самым добавляя цвет и работая как витраж. К тому же, дихроичные поверхности окрашиваются в разные цвета в зависимости от угла падения света и позиции наблюдателя. Это делает их незаменимым средством при создании атмосферных световых эффектов.