Темпы реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда свидетельствуют о крайне высоких рисках неисполнения ее целевых показателей и являются неудовлетворительными. Об этом заявили участники пресс-конференции Народного фронта по итогам подготовки доклада президенту РФ о проведенном мониторинге исполнения указа о ликвидации аварийного и ветхого жилья.
В мероприятии приняли участие член Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Валерий Фадеев, директор Центра независимого мониторинга исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев и член регионального штаба ОНФ в Брянской области, руководитель общественной организации по защите прав собственников жилья «Наш дом» Светлана Калинина.
Участники пресс-конференции напомнили, что Общероссийским народным фронтом в рамках мониторинга реализации президентской программы были проведены общественные обсуждения с привлечением экспертов и гражданских активистов в 80 регионах Российской Федерации, а в 60 – прошли встречи представителей ОНФ с жителями аварийных домов и участниками программы по переселению. Они добавили, что результаты мониторинга были рассмотрены 14 июля текущего года на заседании рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни».
Представители Народного фронта признали сложившиеся в настоящее время темпы реализации программы переселения неудовлетворительными. По их словам, план по расселению аварийного жилья более чем за два года, прошедших с даты выхода указа президента России, выполнен всего на 14,2%, в то время как на расселение оставшихся 85,8% осталось 2,5 года. При этом, отметили они, в отдельных регионах в первом полугодии 2014 г. пока не расселено ни одного дома.
По словам Николая Николаева, в общей сложности необходимо расселить 11,35 млн кв. м жилья до 2017 г.: «На сегодняшний день порядка 1,5 млн кв. м расселено. За еще 2,5 года нужно будет расселить девять с лишним миллионов квадратных метров».
В то же время Валерий Фадеев отметил, что в плане по расселению аварийного жилья на 2014 г. в первом полугодии было предусмотрено расселение 20%, а в втором полугодии – 80% жилья. Он отметил, что если удастся добиться такого результата, то «мы только порадуемся»: «Но коллеги, которые были на местах, понимают, что такое стройка и как это делается. В некоторых регионах, как говорится, конь не валялся, и поэтому у нас есть сомнения, что план будет выполнен», – заключил Фадеев.
Также, по мнению представителей Народного фронта, было бы целесообразно установить единую цену за один квадратный метр жилья экономкласса, которое строится по программе переселения. В частности, на пресс-конференции был приведен пример с домами в Республике Татарстан, которые возведены в среднем по цене 30 тыс. руб. за 1 кв. м. Эта цифра, по мнению представителей ОНФ, и должна стать ориентиром. Однако Фадеев в свою очередь обратил внимание на качество строительства жилья экономкласса: «Есть хорошие регионы, их много. Но есть и вопиющие случаи. Конечно, речь идет о жилье экономкласса, и никто не ожидает, что граждане будут переселяться в какие-то хоромы. Но когда стены делаются из пенопласта или из досок, стены промерзают насквозь, инженерные системы ломаются в первый год – это недопустимо. У нас даже появился термин «новое аварийное жилье».
Участники пресс-конференции предложили поручить правительству РФ совместно с регионами и при участии Фонда ЖКХ в кратчайшие сроки проанализировать причины низкого уровня исполнения программы переселения и разработать дополнительные меры для достижения утвержденных целевых показателей и завершения программы переселения к 2018 г.
Также, по мнению представителей ОНФ, необходимо принять меры по обеспечению информационной открытости программы переселения и повысить ответственность должностных лиц за недостоверную информацию, размещаемую в информационной системе Фонда ЖКХ. По словам Светланы Калининой, в ходе мониторинга выяснилось, что многие жители «не слышали о том, что их дома могут войти в программу по переселению». Еще одна проблема, о которой рассказала Калинина, – жилье, не попавшее в программу переселения. По ее оценкам, количество такого жилья эквивалентно цифрам, заложенным на реализацию программы. «На данный момент не сформированы реестры, нет картины в целом», – говорит Калинина о проблемах учета ветхого и аварийного жилья.
Для повышения качества строительства жилья по программе переселения эксперты Народного фронта в том числе предложили повысить ответственность должностных лиц за ненадлежащее качество жилья, предоставляемого по программе переселения. Помимо этого, в целях дальнейшего совершенствования механизма обеспечения жилищных прав граждан представители ОНФ призвали разработать объективные критерии включения жилья в региональные и муниципальные программы переселения, а также разработать механизмы расселения и реставрации аварийных домов, являющихся объектами культурного наследия.
НОВОЕ (2016 год): ОНФ предлагает провести инвентаризацию подмосковных земель
Новый адрес - новый сайт Минстроя России!