Прогноз - к 2017 году в России появится 11 современных агропарков!
Если рынок розничной торговли в России уже успел «встать» на цивилизованные рельсы, то оптовой торговле, в частности, в сегменте дистрибьюции с/х и агропродукции, в этом отношении еще очень далеко. Специалисты NAI Becar проанализировали перспективы российского рынка девелопмента агропарков - оптового-розничных центров, где осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции. На текущий момент в России запланировано строительство 11 агропарков на площади около 1000 га.
В мировой практике принята и широко развита модель агропарка – оптового-розничного центра, где осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции, аналога российских плодоовощных баз. Основной объем реализуемой в агропарках продукции приходится на овощи, фрукты и цветы.
Пионером в области агропарков в мире является парижский Rungis, где на территории 230 га расположены базы более 200 поставщиков фруктов и овощей, более 60 компаний поставщиков по каждому виду продукции – мясная, молочная, садоводческая.
По словам Маргариты Трофимовой, директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar, несмотря на значительные перспективы цивилизованного формата хранения, переработки, фасовки и продажи продукции с/х сектора, рынок агропарков в мировом понимании данной концепции в России только начинает развиваться.
Ассоциация сертифицированных с/х парков сегодня распространена в 42 странах мира. На территории России сегодня действует только один сертифицированный объект - Фруктово-Овощной Ростовский Терминал, расположенный в г. Аксай Ростовской области (площадью 23 га с учетом строящейся второй очереди).
Существуют также и близкие по принципу аналоги, например, в Москве - распределительный центр «Виктория», Казани, однако ведущую роль на рынке продажи овощной продукции по прежнему занимают овощебазы.
Существующие агропарки:
Проект |
Место |
Концепция |
Площадь, га |
Срок ввода |
Распределительный центр «Виктория» |
Москва, ул. Амурская, д. 1 |
Складские терминалы, центр оптовой и розничной реализации продукции, |
20 |
Действующий |
Фруктово-Овощ ой Ростовский Терминал |
Ростовская область, г. Аксай |
Складской терминал. Предусмотрено строительство таможенного терминала для создания «зеленого коридора». |
23 |
Действующий (вторая строительство) |
Оптово-распределительный центр торговли |
Астраханская область, Ахт бинский район, с. Пологое |
Обработка, хранение и реализация с/х продукции. |
н/д |
Действующий |
Агропромышленный парк «Казань» |
Казань |
Переработка с/х продукции, хранение, торговля, инфраструктура |
8 |
Действующий |
Торгово-логистический комплекс «Первый народный» |
Екатеринбург (23 км Тюменского тракта) |
Торгово-складской комплекс площадью 126 тыс. кв. м., а также офисные зоны и производственные помещения. |
67 |
Действующий, 4 стадии, сдача объекта к 2015 г. |
Концепция агропарка
Стандартный крупный агропарк в современном понимании представляет собой площадку (площадью 5 - 200 га) с несколькими зонами:
- складские площади, в том числе низкотемпературного хранения
- открытые площадки под хранение и перегрузку продукции;
- открытые площадки для торговли с автомобилей;
- сопутствующая инфраструктура - паркинг для посетителей и арендаторов, кафе, рестораны, гостиницы, автомойка и проч.
Анна Данченок, заместитель директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar: «Доход подобного объекта складывается из аренды складских помещений и открытых площадок, а также предоставления сопутствующих услуг (фасовка/переработка, таможенное оформление и т.п.), сервисных услуг (кафе, гостиницы, комнаты для переговоров), на западе также распространена оплата за въезд на территорию агропарка, взимаемая непосредственно с покупателей».
Для сравнения сегодня на сельскохозяйственных рынках Москвы стоимость аренды одного торгового павильона (площадью до 10 кв. м) варьируется в пределах от 600 - 1 700$/кв. м/год, что соответствует ставкам торговой галереи в торговых центрах. Аренда места для торговли с машины может составлять около 30 $/день.
Основными потребителями агропарков являются предприятия розничной торговли, например, доля этого сегмента составляет на западе около 50%. Оставшуюся половину клиентов составляют предприятия общепита и супермаркеты.
Что касается резидентов типовых агропарков, они, в основном, представлены оптовыми компаниями, производителями овощей, растительной и другой сельскохозяйственной продукции, сервисными и логистическими компаниями, брокерами.
На текущий момент в России запланировано строительство 11 агропарков на площади около 1000 га.