Сколько риэлторов останется в Москве - какая часть из них занимается загородной недвижимостью? На эти вопросы необходимы ответы. Малоэтажное строительство вслед за многоэтажным жилищным строительством будет все больше ощущать на себе отстуствие финансовых средств и наличия платежеспособного спроса.
Во время финансового кризиса и снижения до минимума выручки агентств недвижимости нужно действовать радикально - либо замораживать бизнес до лучших времен, либо переводить дело на новые рельсы, считают в компании "Доки".
В понедельник агентство недвижимости "Доки", бенефициаром которого является член совета директоров ОАО "Вимм-Билль-Данн" Михаил Дубинин, заявило о планах своего развития в условиях кризиса.
Пресс-секретарь компании Руслан Барабаш рассказал, что в то время, когда большинство риэлторских компаний находятся в жестких условиях в связи с падением продаж и идут по пути кадровых сокращений, "Доки" приняло решение изменить формат.
По словам представителя компании, "сегодня, когда компания провела реструктуризацию и оптимизацию (из 200 сотрудников агентство покинула большая часть), мы готовы принимать на определенных условиях всех высококлассных специалистов, включая своих бывших работников и тех, кто работал в тени, то есть даже теневых брокеров".
Первые массовые собеседования были проведены в минувшую пятницу 24 октября, в ближайшее время пройдут еще несколько подобных мероприятий, делится информацией пресс-секретарь.
По его данным, новые сотрудники будут работать на "договорных" условиях.
"Риэлторы сейчас получают где-то 25% от комиссии агентства с каждой сделки. При средней стоимости договора на оказание услуг $8-10 тыс. агент зарабатывает не более $2 тыс. Однако последние месяцы показывают, что продажи объектов затягиваются, а сроки экспонирования квартир могут увеличиться до нескольких месяцев. - говорит А. Барабаш. - Риэлторам придется рассчитывать на одну сделку в два-три месяца. А лишившись поддержки со стороны компании в виде рекламы объектов и оплаты расходов за операционную деятельность, после увольнения многим придется затянуть пояса или уйти из сферы недвижимости".
В этих условиях, по словам пресс-секретаря, агентство готово предоставить квалифицированным риэлторам, которые лишились работы в связи с кризисом или попали под сокращение, альтернативу - никакого минимального платежа, только агентское вознаграждение. "Оно может составить до 75% от стоимости услуги, что гораздо выше, чем в других компаниях", - заверяет А. Барабаш, добавляя, что взамен 25% "новенький" агент "получает возможность работать под известным брендом и пользоваться рекламными ресурсами компании".
Один из риэлторов, попавший под недавнее кадровое сокращение одного из московских риэлторских агентств и пожелавший остаться неназванным, сомневается в целесообразности действий агентства "Доки".
"Не вижу смысла позволять пользоваться моей клиентской базой и платить 25% за не самый раскрученный на рынке бренд. Думаю, сейчас нет разницы между самостоятельной работой и работой в риэлторском агентстве. Вокруг агентств, с точки зрения потребителя, сегодня сформировалась, пожалуй, только аура проблем. Сейчас "индивидуальный", "свой", "домашний" риэлтор вызывает у людей больше доверия, чем сотрудник убыточной компании, а покупатель сегодня на вес золота", - комментирует он.
Вадим Ламин, руководитель эксклюзивного отдела департамента аренды Penny Lane Realty с точки зрения аренды, называет новый формат агентства "Доки" "бредовой идеей".
"Для компании больше важен не процент от сделок, а обеспечение фронта работ. Если его не будет, то для агента это означает ноль прибыли. - утверждает В.Ламин. - А сокращение доли, которая отходит агентству, означает и уменьшение рекламной поддержки, присутствия в СМИ, сокращение обеспечивающих структур компании, которые просто необходимы для ее полноценного функционирования".
По мнению сотрудника Penny Lane Realty, смену формата агентства "Доки" "нельзя оценить как антикризисную меру. От этого количество сделок у компании не увеличится, а для крупных и известных брендов отмирание слабых риэлторских компаний со временем позволит только увеличить свою долю на рынке".
Однако коммерческий директор агентства "Доки" Валерий Барнинец уверен в эффективности стратегии своей компании: "Времена, когда риэлторы совершали несколько сделок в месяц и зарабатывали 20-30% от комиссии агентства, ушли, а жить и работать надо сейчас".
Интересно, что по недавним прогнозам того же В. Барнинца, в ближайшие полгода в Москве могут остаться без работы более 50% риэлторов. Напомним, что до начала финансового кризиса в Москве работало чуть больше 2 тыс. риэлторских компаний.
www.restko.ru