На заседании Коллегии Минрегиона России, прошедшем в г.Кисловодске, подведены итоги работы Министерства в 2012 году и определены задачи на 2013 год. Из доклада Министра регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняева на итоговой Коллегии Минрегиона России - по вопросу жилищного строительства:
"Во исполнение основного для нас в этой сфере 600-ого Указа Президента Российской Федерации в 2012 году Минрегионом была разработана Государственная программа, «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на период 2013-2020 годов.
По итогам 2012 года введено в эксплуатацию 65,2 млн. кв. м жилья. Это в 2 раза больше, чем в 2001 году, и самое высокое значение с 1990 года.
Рекордные показатели отмечены по ипотечному кредитованию. Всего в 2012 году было выдано 690,7 тыс. ипотечных жилищных кредитов на сумму 1,03 трлн. рублей. Это в 1,3 раза превышает уровень 2011 года в количественном и в 1,4 – в денежном выражении.
В 2012 году продолжалось выполнение обязательств государства по обеспечению жильем льготных категорий граждан. С помощью жилищных субсидий и сертификатов приобрели жилье 18,2 тыс. граждан. Среди них – граждане, уволенные с военной службы, участники ликвидации последствий радиационных аварий, вынужденные переселенцы, граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера, и другие.
В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2012 году улучшили свои жилищные условия 38,4 тыс. молодых семей.
Ряд мер был направлен на повышение доступности жилья. Среди них:
- вовлечение в оборот федеральных земельных участков;
- развитие института жилищно-строительных кооперативов;
- создание правовых условий и новых ипотечных механизмов для формирования арендного рынка жилья.
- вовлечение в оборот федеральных земельных участков;
- развитие института жилищно-строительных кооперативов;
- создание правовых условий и новых ипотечных механизмов для формирования арендного рынка жилья.
Жилищная политика стала более социально ориентированной. Появились новые категории граждан, для которых разработаны специальные механизмы государственной поддержки. Это, например, молодые учителя,врачи,молодые ученые,сельские специалисты (ипотечная ставка 8,5%), работники организаций оборонного комплекса (могут вступать в ЖСК, войдут в программы Сбербанка для молодых ученых). На совершенно новый уровень вышла работа по улучшению жилищных условий многодетных семей.
Вместе с тем, выделяется ряд системных проблем.
40% всего жилищного строительства приходится лишь на 9 субъектов Федерации. Это Московская область (6,9 млн. кв. м, 10,6% общего объема жилья), Краснодарский край (4,3 млн. кв. м, 6,6%), Санкт-Петербург (2,6 млн. кв. м, 3,9%), Москва (2,6 млн. кв. м, 3,9%), республики Татарстан (2,4 млн. кв. м, 3,68%) и Башкортостан (2,3 млн. кв. м, 3,55%), Ростовская (1,98 млн. кв. м, 3%), Свердловская (1,87 млн. кв. м, 2,9%) и Челябинская (1,67 млн. кв. м, 5,6%) области.
40% всего жилищного строительства приходится лишь на 9 субъектов Федерации. Это Московская область (6,9 млн. кв. м, 10,6% общего объема жилья), Краснодарский край (4,3 млн. кв. м, 6,6%), Санкт-Петербург (2,6 млн. кв. м, 3,9%), Москва (2,6 млн. кв. м, 3,9%), республики Татарстан (2,4 млн. кв. м, 3,68%) и Башкортостан (2,3 млн. кв. м, 3,55%), Ростовская (1,98 млн. кв. м, 3%), Свердловская (1,87 млн. кв. м, 2,9%) и Челябинская (1,67 млн. кв. м, 5,6%) области.
Высокой пока остается ставка ипотечного кредитования. По итогам 2012 года она составила 12,3%. Целевой показатель, поставленный перед нами в 600-м Указе Президента Российской Федерации, – обеспечить к 2018 году снижение процентной ставки по ипотеке до уровня не более 2,2 процентных пункта от уровня инфляции.
Индикатор, заложенный Государственной программой на 2013 год, – 5,1 процентных пункта от уровня инфляции. Учитывая, что прогноз Минэкономразвития по росту потребительских цен на этот год – 6%, мы должны обеспечить снижение средневзвешенной ипотечной ставки до 11,1%.
Какие еще стоят задачи на 2013 год?
Первая. Увеличение объемов строительства,повышение качества и доступности жилья,развитие промышленности строительных материалов.
Повышение доходов домашних хозяйств ,повышение уровня доходов в бюджетной сфере, развития ипотеки.
Кроме этого на стимулирование строительства должны быть направлены меры по:
- снижению административных барьеров;
- активному применению современных строительных технологий и материалов;
- распространению опыта Фонда РЖС;
- тиражированию положительных практик некоторых регионов.
- снижению административных барьеров;
- активному применению современных строительных технологий и материалов;
- распространению опыта Фонда РЖС;
- тиражированию положительных практик некоторых регионов.
Наиболее удачный опыт в области жилищного строительства, несомненно, накоплен в Белгородской области, которая уже обеспечила выполнение стратегической задачи по строительству 1 квадратного метра на каждого жителя региона.
Важнейший приоритет – переориентировать основные государственные инструменты стимулирования строительства на территории Сибири и Дальнего Востока. К сожалению, сегодня эти стратегические с точки зрения национальных интересов макрорегионы строят столько же, сколько одна Московская агломерация.
В 2013 году мы должны актуализировать Стратегию промышленности строительных материалов до 2020 года и синхронизировать ее с текущими задачами по вводу новых мощностей и реализации инфраструктурных проектов.
К сожалению, подготовка к таким крупным мероприятиям, как 300-летие Санкт-Петербурга, саммит АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, равно как и продолжающаяся в настоящее время подготовка к Олимпийским играм в Сочи, повысили спрос на строительные матениалы, но при этом практически не повлияли на развитие промышленности стройматериалов.
Это обстоятельство необходимо учитывать при реализации крупных,капиталоемких проектов в том числе при подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
С целью обеспечения государственных стимулирующих мер необходимо рассмотреть возможность разработки федеральной целевой программы развития промышленности строительных материалов.
Вторая крупная задача – снижение стоимости строительства.
Индикатор Госпрограммы на 2013 год – снижение стоимости 1 квадратного метра на 3,6% по сравнению с 2012 годом.
Сегодня себестоимость строительства почти на всей территории страны, за исключением городов-миллионников, не превышает 17-19 тысяч рублей за квадратный метр. Всё остальное – это сверхдоходы застройщиков, наличие избыточных административных процедур, расходы на обслуживание кредитов на строительство, системные проблемы в области нормативно-технического регулирования и сметного ценообразования.
Ситуацию необходимо кардинально изменить. Основные направления снижения стоимости строительства:
- принятие первоочередных мер в области строительно-монтажных и
проектно-изыскательных работ, в том числе пересмотр предельных индексов ценообразования, возвращениев состав проектной документации стадии обоснования инвестиций и введение нового раздела в состав ПСД "эксплуатация";
- формирование реестра проектов повторного применения и создание условий для их широкого использования;
- определение четких ценовых характеристик жилья экономического класса и их использование в процессе бюджетного планирования.
проектно-изыскательных работ, в том числе пересмотр предельных индексов ценообразования, возвращениев состав проектной документации стадии обоснования инвестиций и введение нового раздела в состав ПСД "эксплуатация";
- формирование реестра проектов повторного применения и создание условий для их широкого использования;
- определение четких ценовых характеристик жилья экономического класса и их использование в процессе бюджетного планирования.
Все необходимые поручения по этим направлениям мною даны.
Третья задача – подготовка кадров для строительной отрасли.
Если система высшего образования еще худо-бедно справляется с подготовкой строительных инженеров, проектировщиков и изыскателей, то уровень среднего специального образования, на котором должны готовиться маляры, штукатуры, каменщики, свои функции практически не выполняет.
Результат всем хорошо известен. Хорошие инженерные кадры и квалифицированные рабочие в большом дефиците .
Необходимо, во-первых, выставить «шлагбаум» для прихода в отрасль неквалифицированных компаний- посредников ( в сфере ПИР и СМР). И эта задача,в основном должна быть решена за счет введения Федеральной контрактной системы.
Во-вторых, совместно с профессиональным сообществом нужно сформировать государственный заказ на подготовку кадров в профессиональных технических училищах.
В-третьих, совместно с субъектами Федерации обеспечить разработку специальных учебных программ в ВУЗах, связанных с развитием и применением современных технологий и материалов".
http://www.minregion.ru
http://www.minregion.ru