Еще несколько лет назад про будущее рынков, в том числе и строительных, не размышлял только ленивый – ведь именно тогда, в 2010 г. вышел ФЗ «О розничных рынках», согласно которому деятельность розничных рынков должна осуществляться только в капитальных зданиях. В то время строительные рынки по большей части представляли собой огромные по размерам земельные участки с торговыми рядами из множества неэстетичных павильонов под открытым небом. Эксперты департамента стратегического консалтинга NAI Becar оценили самочувствие «наследников» строительных ярмарок и проанализировали тенденции в этом сегменте.
Приход новой эры цивилизованного ритейла ознаменовался реконструкцией, а частично и закрытием нескольких небольших рынков. Помимо законодательных инициатив, этому способствовало и еще одно обстоятельство – за последнее десятилетие количество строительных гипермаркетов DIY - основных конкурентов стройрынков - увеличилось в 4 раза.
На сегодняшний день на территории Москвы функционирует около 25 рынков товаров для ремонта и дизайна совокупной площадью около 800 тыс. кв. м. Для сравнения, в 2005-м насчитывалось около 40 строительных рынков.
Самыми крупными строительными рынками Москвы остались те, которые расположены около МКАД, - «Синдика», «Тракт-Терминал», «Славянский мир», «Каширский двор» - все они пережили второе рождение, превратившись в торгово-выставочные центры.
Крупные строительные рынки Москвы
«Конструктор»
25 км МКАД - 50 000 кв. м
«Синдика»
65 км МКАД - 280 000 кв. м (планируется)
«Славянский мир» - 41 км МКАД - 1 380 000 кв. м (планируется)
«Тракт-терминал»
Ярославское ш./МКАД - 70 000 кв. м
«Владимирский тракт»
Горьковское ш., вл.19 - 60 000 кв. м
Источник: NAI Becar
Что изменилось
Помимо качества самого здания, наличия систем кондиционирования и вентиляции, строительные рынки обзавелись такими атрибутами, как бесплатная парковка, отделения банка, аптека, пункты общественного питания, вендинговые аппараты. Усовершенствовались не только условия торговли, но и спектр предоставляемых услуг. К услугам по доставке и ремонту добавились и услуги дизайнера – создание проекта интерьера и помощь в выборе товаров, пошив штор и др. В большинстве объектов торговое пространство разделено на зоны по типу товара, что значительно облегчает выбор и сокращает время поиска.
Территория, освободившаяся в результате реконструкции за счет повышения этажности, используется собственниками для расширения бизнеса - в крупнейших объектах, таких как Славянский мир и Синдика, помимо строительных площадей запланировано развитие торгово-развлекательной функции, включающей спортивно-оздоровительные и культурно-досуговые предприятия (кинотеатр, выставочный салон, театрально-концертный зал, детский игровой центр), а также офисные площади.
«Несмотря на неблагоприятную макроэкономическую конъюнктуру, уровень вакантности в объектах данного формата на сегодняшний день не превышает 7%, в наиболее популярных все еще имеются листы ожидания арендаторов (без учета ТВЦ Синдика, где большая часть павильонов ее не открыта), - отмечает Анна Данченок, заместитель директора департамента стратегического консалтинга NAI Becar. - При этом средняя базовая арендная ставка на помещения в капитальных зданиях составляет 45 - 50 тыс. руб. за кв. м/год (с учетом НДС), что в среднем на 20-30% выше, чем в ТЦ иной специализации».
Эволюция
Первым по значимости является фактор развития интернет ритейла. В сфере строительных и отделочных товаров доля e-commerce составляет около 3% и растет на 30-40% ежегодно. «В этом ключе в перспективе 7-10 лет мы будем наблюдать быстрое развитие интернет-магазинов существующих DIY сетей с точками выдачи на базе существующих гипермаркетов. Актуальность данного формата подтверждается новостью о вхождении на московский рынок сети «Петрович», специализирующейся на интернет продаже строительных товаров», - отмечает директор департамента стратегического консалтинга NAI Becar Маргарита Трофимова.
В перспективе рынок строительных товаров станет более зрелым – и дело не только и не столько в снижении спроса, вызванном состоянием продаж на рынке жилья, но и в элементарном насыщении эконом-сегмента. Как и в других сегментах ритейла, насыщение масс-маркета открывает новые ниши. Популярный на западе формат центра дизайна интерьера (западный пример - сетевой проект в США - Decoration&Design Building, в Великобритании – Chelsea Harbour), практически не представлен в Москве. Исключение составляют известные еще с советских времен «Росстройэкспо» на Фрунзенской набережной и ТВЦ «ЭкспоСтрой» на Нахимовском проспекте. Появляются и новые перспективные проекты - центр Artplay, дизайн-завод Флакон, галерея шоу-рум Твинстор, экспо-дизайн центр Madex, где сосредоточены дизайнерские и мебельные магазины.
«Мы ожидаем, что в ближайшем будущем именно выставочная функция вкупе с широким выбором определит новый вектор развития рынка», - размышляет Анна Данченок.
Группа компаний NAI Becar – один из лидеров российского рынка коммерческой недвижимости. NAI Becar является частью сети NAI Global, которая насчитывает 400 офисов в 55 странах мира. NAI Becar имеет штаб-квартиры в Москве и Санкт-Петербурге, а также представительства в 4 городах России. За 23 года работы на российском рынке компания NAI Becar приобрела опыт работы с объектами любой сложности и функционального назначения во всех сегментах рынка недвижимости и успешно реализует собственные проекты в России, США и Германии. За это время специалистами группы компаний было продано более 10 000 объектов недвижимости, более 15 000 объектов сдано в аренду, выполнено более 1 300 консалтинговых работ. На сегодняшний день в управлении NAI Becar – свыше 3 млн кв. метров площадей по всей России, компания оказывает услуги по эксплуатации в 2 000 населенных пунктах.