В Метаверситете стартует поток по экологии и пермакультуре!
Образование должно стать процессом, не оторванным от жизни и практики, зарабатывания денег и реализации актуальных для мира проектов. Об этом говорили участники московской встречи-презентации потока Метаверситета "Экосообщества: экономика, экология, социотехника и культура совместной жизни", которая проходила в «Школе на Хавской».
Клич с приглашением на встречу был запущен заранее по различным группам и сарафанному радио. В результате в уютное маленькое здание собрались очень разные люди, но объединенные большим понятием «экология» (одновременно такая же встреча проходила в Питере, с которым был создан телемост через скайп). Для затравки было показано краткое креативное видео о том, что такое Метаверситет и ИШиПО. «Широкополосное образование – это образовательное путешествие к своей мечте!» – примерно так в романтическом ключе определяют новаторы своё педагогическое детище.
Архитекторы, дизайнеры, экопоселенцы, волонтёры экологических организаций и просто интересующиеся люди в неформальной атмосфере за чаем и самодельным хлебом, сев за шестигранный словно пчелиная сота стол, познакомились и поочерёдно высказались, зачем они на этой встрече, что могли бы дать проекту Экопотока, или что от него хотели бы взять. Модерировал встречу активист экодвижения и участник «Лесной школы» Игорь Марковкин, по совместительству педагог «Школы наХавской».
Стержнем потока «Экосообщества…» станет тема пермакультуры. И на встрече это направление представляли Валерия Букина, директор Российского центра пермакультуры Хольцера, Александр Букин, гендиректор компании Naturbook и сотрудник Дмитрий Кокорев.
Валерия призналась, что, имея медицинское и психологическое образование, ей недавно пришлось пойти в аспирантуру официального вуза по фитопатологии (стать «доктором растений»), чтобы разговаривать с представителями агронаук на одном языке. «Уже отрадно одно то, что от термина «пермакультура» перестали шарахаться», - отметила Букина. Не очень благозвучное для русского уха слово пробовали перевести как «симбиотическое или агроэкологическое сельское хозяйство», однако такой перевод пока не прижился.
Кстати, недавно образовательно-экологический проект Naturbook, проходящий в Школе самоопределения (детского сада ГБОУ 734), где Валерия Букина также работает, занял второе место в номинации "Лучший проект по развитию социально-значимых экологических инициатив с вовлечением сообществ" на престижном Российском конкурсе "Лидер климатического развития".
Помимо представителей городских (урбанистических) экоинициатив, в частности активистов «Гринпис» от проекта раздельного сбора мусора в Москве и проекта «Возродим наш лес», на встрече так или иначе было представлено пять экопоселений ( содружества родовых поместий): Ковчег, Милёнки, Благодать, Любодар и Гришино. Часть из них сказали, что заинтересованы/готовы предоставить своё поселение или собственное поместье под площадку для образовательных мероприятий Экопотока – «модулей».
Экопоселение Ковчег из Калужской области представляли Алексей Канищев и Надежда Метлова. Алексей преподаёт химию в школе своего поселения и имеет большой опыт экостроительства, чем и готов делиться с заинтересованными студентами. А Надежда рассказала про опыт развития местной экономики в Ковчеге через организацию ярмарок поселенческой продукции. Ирина Моргунова из Любодара (Владимирская область) мечтает развивать врачевание и экотуризм в своём поместье, делая упор на экономике и самообеспечении на базе пермакультуры.
Иван Тюленев, навигатор и студент другого потока Метаверситета, точно подметил, на мой взгляд, разобщённость в среде экопоселенцев и потенциал «широкополоски» сплотить это экодвижение, отметив также важность «экомышления»: «Про то, как затрачивать меньше ресурса внутри головы, не держать там мусора».
На встрече прозвучали и скептические нотки в адрес самого проекта Метаверситет. Географ-теолог-сисадмин, как сам себя представил Бодриков Максим, сказал: «А имеем ли мы право с нашей образовательной программой говорить о том, что мы действительно даём образование людям?» А архитектор Илья, напротив оптимистично смотрит на этот проект, заявляя, что сейчас людям нужны не столько дипломы, сколько практический опыт и портфолио.
По итогам встречи стало понятно, что уже есть несколько студентов, твёрдо намеренных влиться в образовательный процесс, но всё же очень актуально приглашение новых людей в этот поток! Приглашаются как желающие стать студентами, так и люди-участники отдельных модулей - практических выездных мероприятий. Потребность в навигаторах и мастерах гораздо скромнее.
Проект преследует экопросветительские некоммерческие цели, однако для покрытия организационных расходов студенты вносят по 4800 рублей за один месяц курса, который длится с октября по июль месяц. Ближайший модуль пройдёт с 10 по 20 октября в Устьянском районе Архангельской области на территории проекта «Лесная школа» – одной из основных сельских площадок и учебных центров Экопотока (одновременно это «офис» организации РЕСУРС, миссия которой, помимо образования молодежи, – оживление деревни).
Ожидается, что студенты Экопотока смогут посетить не только российские экопоселения, но и зарубежные сообщества, такие как «Сюдербин» - партнёр проекта в Швеции.
Источник/Автор Дмитрий Кокорев, специалист Naturbook - naturbook.ruБолее подробно про Метаверситет, годовой курс и других участников проекта : http://ecostream.gen-russia.ru
В ЭТНОМИРе II Международный экофорум осознанной загородной жизни
IV Аналитический семинар практиков Пермакультуры - 3-5 апреля