Процессы, задающие вектор развития строительства в малоэтажном направлении запущены достаточно давно.
Направление развития малоэтажного домостроения, заданное Президентом России Д. Медведевым становится все ощутимее приоритетным. Да и земля под малоэтажку есть, ее не может не быть. К примеру в Брянской области выделили 343 га земли под малоэтажное строительство - по сведениям СМИ выпущены постановления, согласно которым в границы поселков Отрадное, Староселье и Мичуринский под Брянском вошли земельные участки сельхозназначения, которые можно теперь использовать под строительство малоэтажного жилья. Также стало известно, что из 202 муниципалитетов первого уровня в Ленинградской области схемы генпланов и генеральные планы населенных пунктов разрабатываются примерно в 80. Наиболее активно эта работа ведется в Кингисеппском, Гатчинском, Ломоносовском, Тосненском, Кировском районах. Здесь на 3 тыс. га предусмотрено выделить под строительство 3,5 млн кв. м малоэтажного жилья.
Профессиональный эксперт на рынках земель Свердловской области - villa66.ru. Усилиями компании на рынке загородной недвижимости реализован ряд достойных проектов. Компания выстроила свой вектор надежности и работает только с проверенными застройщиками и партнерами. Сегодня рынок позитивен, несмотря на общие тенденции, главное - это рекомендации со стороны тех, кто уже купил землю и они есть. Земельные участки для строительства коттеджных поселков есть, их не может не быть. Компания рекомендует приобретать земельные участки только в таких загородных проектах как поселки "Алые парусА", "Мельница", "Лукоморье", "Подкова". Инвестиции в землю - это инвестиции в будущее, загородная недвижимость окупается, но главней тот фактор, который создается в семье за счет комфортного образа жизни на природе и отдыха. Проживание всей семьи за городом на протяжении долгих лет дает только плюсы всем ее членам (включая домашних животных).
Всего под малоэтажное строительство в Ленобласти нашли 8 тыс. га. До сих пор в Ленинградской области не утверждена ни одна схема территориального планирования районов, а многие муниципалитеты только начинает работу по разработке генпланов населенных пунктов. Между тем, с 1 января 2010 года любое строительство без документов территориального планирования станет незаконным. Об этом в ходе конференции «Малоэтажное строительство в Ленинградской области в современных условиях» сообщил председатель регионального комитета по архитектуре и градостроительству Евгений Домрачев. Кроме того, до конца нынешнего года муниципалитеты имеют право без составления генпланов включить в границы населенных пунктов прилегающие сельскохозяйственные земли с одновременным изменением статуса этих участков. В населенные пункты уже включено около 5 тыс. га бывших сельхозземель. Здесь также предполагается возведение 6 млн кв. м жилья, прежде всего малой и средней этажности.
«У нас есть и позитивные примеры комплексного освоения территорий под малоэтажное строительство, - сообщил Евгений Домрачев. - В границах Сертоловского городского поселения создан населенный пункт Западная Лица. А в конце прошлого года закончено строительство первой очереди экспериментального поселка Кудрино в Колтушском сельском поселении».
"В прошлом году в Брянской области было введено 318,3 тыс. кв. метров жилья, малоэтажное строительство при этом составило 120,9 тыс. кв. метров. Малоэтажное строительство ведется в основном индивидуальными застройщиками и носит точечный характер. Сейчас в Брянской области разрабатывается программа "Развитие малоэтажного строительства", которая предусматривает выделение на условиях софинансирования денежных средств городам и районам на разработку градостроительной документации и развитие инженерной инфраструктуры", - рассказали в администрации.
На состоявшемся 16 марта зседании Совета администрации Новосибирской области присутствовали: Губернатор НСО Виктор Толоконский, первый вице-губернатор Василий Юрченко, заместитель губернатора, руководитель департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства НСО Владимир Анисимов и др. заместители губернатора НСО, руководитель департамента развития промышленности и предпринимательства администрации НСО Сергей Семка, руководитель департамента труда и занятости Игорь Шмидт, руководитель департамента здравоохранения Владимир Степанов, руководитель департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Сергей Пыхтин, президент Новосибирской городской торгово-промышленной палаты Юрий Бернадский, председатель Ассоциации врачей Новосибирской области Сергей Дорофеев, руководитель Управления Роспотребнадзора по НСО Валерий Михеев, председатель контрольно-счетной палаты Елена Гончарова, начальник ГУВД НСО Сергей Глушков и др.
По вопросу о концепции долгосрочной целевой программы "Архитектурное совершенствование городской среды, развитие и повышение качества жилищного фонда НСО" выступил Владимир Анисимов. Несмотря на значительное увеличение объемов строительства жилья (в НСО с 2000г. построено более 5,6 млн. м2 жилья), остается нерешенной проблема обеспечения доступным и комфортным жильем большей части населения НСО.
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2007г. общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, в НСО на 1,4 м2 меньше, чем в целом по РФ (что составляет 20,14 м2). К настоящему времени в НСО не достигнут уровень обеспеченности жилой площадью, заложенный в качестве одного из целевых индикаторов ФЦП "Жилище", который к 2008г. должен быть 21,2 м2 на человека. На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец 2007г. состояло 51,3 тыс. семей. Причем уровень обеспеченности повышается только у 10% населения, имеющих возможность улучшить свои жилищные условия.
Особенно остро эту проблему ощущают на себе жители малых городов и сельских населенных пунктов. Разница между показателем ввода жилья на 1000 чел. в новосибирской агломерации и остальными районами области с 2001 по 2006г. увеличилась в 2,9 раза (в РФ эта разница увеличилась в 1,5 раза).
Проблема низкой обеспеченности жильём усугубляется высокой степенью износа жилищного фонда. По данным Росстата, 38,7% общей площади жилых помещений имеют износ от 31 до 65% (что на 7% выше, чем в среднем по РФ), более 3% имеют износ 65%.
Для превращения региона в территорию современного инновационного развития и достижения мировых уровней эффективности производства и качества жизни, необходимо реализовать новые, комплексные подходы к градостроительной деятельности, в основу которых должны быть положены планы социально-экономического развития всех территорий с учетом различной степени их инвестиционной привлекательности. Для реализации таких подходов в программе предусмотрено решение следующих задач: создание условий для увеличения объема предложений жилья в различных его сегментах: социального найма, арендного, кооперативного, коммерческого; повышение качества существующего жилищного фонда, совершенствование архитектурной среды городских и сельских поселений; создание условий повышения доступности жилья для всех категорий граждан; создание условий для развития современных производств строительных материалов и оборудования, особенно по изготовлению конструкций и материалов для малоэтажного строительства.
Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных, правовых, организационных и финансовых мероприятий по четырем основным направлениям: комплексное развитие территорий жилищной застройки и увеличение объемов строительства во всех районах НСО; реализация мер, направленных на повышение качества жилищного фонда и архитектурное совершенствование среды обитания населения; развитие механизмов, повышающих доступность жилья для всех категорий населения; создание единого информационного пространства для всех участников рынка жилья.
В результате реализации новых стратегических направлений государственной жилищной политики к 2015г. в НСО должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищной сферы, соответствующий современным стандартам и характеризуемый следующими целевыми ориентирами: более 200 000 семей из всех социальных групп населения НСО смогут улучшить свои жилищные условия, что составляет 40% нуждающихся в жилье семей; будет произведен капитальный ремонт жилищного фонда с общим объемом боле 30 000 квартир; будут разработаны и реализованы новые градостроительные стандарты для городских и сельских поселений, направленные на качественное изменение внешнего облика населенных пунктов; произойдет выравнивание показателей ввода жилья между г.Новосибирском и остальными районами области до средних значений по РФ; произойдет рост общего объема жилищного фонда в районах области в 1,2 раза; жилищная обеспеченность в 2015г. будет доведена до 24-26 м2 на человека; произойдет сокращение к 2015г. срока обеспечения жильем социального использования малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 5-7 лет после постановки на учет; получит развитие местная база строительной индустрии с возможностью обеспечения строительства не менее 1,5 млн. м2 в год, значительную часть которого будет составлять малоэтажное домостроение; будет ликвидирована основная часть ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда, произойдет снижение среднего уровня износа жилого фонда, коммунальной и дорожной инфраструктуры до нормативного уровня; будет создан фонд арендного жилья, для предоставления гражданам, которым недоступно приобретение жилья, и они не имеют права на наем жилья социального использования.
С учетом складывающейся экономической ситуации реализация программы запланирована в два этапа. Строительство первых 20 тыс. м2 малоэтажного жилья может начать реализовываться уже в 2009г. на базе селитебной зоны застройки промышленно-логистического парка.
В своем выступлении Юрий Бернадский отметил, что организация массового строительства быстровозводимых малоэтажных домов является одним из ключевых моментов обеспечения жильем населения. За счет невысокой стоимости и малых сроков строительства данное жилье будет доступно для приобретения большей части семей, которые сейчас не имеют такой возможности.
Основные организационные и финансовые усилия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и бизнес-сообщества необходимо сосредоточить на поддержке низко- и малообеспеченных слоев населения, доля которых составляет 81% общего числа семей НСО, поскольку эти группы населения не могут без поддержки государства улучшить свои жилищные условия.
Основными формами такой поддержки будут являться: выделение целевых субсидий на развитие инфраструктуры при строительстве жилья объединениями граждан и индивидуальными застройщиками; выделение субсидий на строительство и приобретение социального жилья; реальное стимулирование развития института арендного жилья как одного из наиболее доступных способов улучшения жилищных условий большинства нуждающихся; выделение субсидий на обновление, модернизацию и реконструкцию существующего жилищного фонда и объектов инфраструктуры.