Архитектура и строительство современных зданий начинается с проектирования. Оптимальные решения могут быть найдены с помощью создания информационной модели здания. Как известно, понятие информационной модели здания была впервые предложено в США профессором Технологического института Джорджии Чаком Истманом (Chuck Eastman) в 1975 году в журнале Американского Института Архитекторов (AIA) под рабочим названием «Building Description System» (система описания здания). С тех сделаны огромные практические шаги в этом направлении. О том, что происходит сегодня на проектно-строительном рынке интернет-порталу alldoma.ru прокомментировал Павел Ханженков, директор направления «Архитектура и строительство» российского представительства компании Autodesk:
Как продукты Autodesk помогают создавать экологическую основу городской застройки?
Разрабатывая программные продукты и решения, предназначенные для проектирования как объектов архитектуры и строительства, так и промышленных изделий, мы закладываем туда функционал позволяющий проанализировать и оптимизировать насколько положительно или отрицательно данный объект будет влиять на окружающую среду. Можно оптимизировать целую серию параметров, среди которых самые известные – это потребление электроэнергии и возможность вторичной переработки изделий. Эта концепция называется экологически рациональным проектированием. Она особенно актуальна для проектов в области строительства, поскольку именно здания потребляют 12% используемой человечеством воды и 70% всей вырабатываемой электроэнергии. Кроме того, на них приходится 30% от общегообъема парниковых газов и 65% объема отходов.
Повысить экологическую рациональность здания можно разными путями, но все они требуют проведения сложного анализа, который невозможно сделать основываясь только на чертежах. К примеру, даже минимальный поворот объекта относительно солнца может привести к снижению потреблению электроэнергии на 30-40%. Ни чертеж, ни 3D-визуализация здания подобного анализа сделать не позволят. Требуется нечто большее, массив всех данных, описывающих не только сам объект – его системы, конструкции, материалы, –но и пространство, окружающее его: какой в районе стройки климат, часты ли дожди, какова продолжительность светового дняи роза ветров, что за объекты окружают строительную площадку и так далее.
Совокупность этой информации, организованной должным образом, мы называем «информационной моделью здания» или BIM(от английского BuildingInformationModel). С ней работают все наши продукты: вы можете создать информационную модель с помощью AutodeskRevit, передатьеенаанализвAutodeskEcotectAnalysis(программу, созданную специально для оценки экологической рациональности проектов), а затем из нескольких таких моделей собрать целый городской район в AutodeskNavisworks.
Информационное моделирование строительстваможет помочь решить проблемы мегаполисов с пробками.Есть ли примеры реализованных проектов в России и за рубежом?
В нашей стране примеры такого рода есть, хотя их еще и не подавляющее большинство. Причина здесь в том, что проекты, выполненные по технологии информационного моделирования, особенно если речь идет об экологически рациональном проектировании, требуют определенной перестройки процессов проектирования, можно сказать модернизации.Кроме того, основной прирост возврата инвестиций происходит именно на стадии строительства и эксплуатации – за счет снижения количества ошибок, снижения энергозатрат на эксплуатацию, оптимизации целого ряда других показателей. Отечественные проектные институты и застройщики привыкли делать более краткосрочное планирование и как следствие выгоды новых технологий для некоторых остаются за пределами их горизонтов.
Впрочем, среди российских проектов мне хотелось бы отметить сооружение транспортной развязки на скоростной магистрали «Москва – Санкт-Петербург», которая должна разгрузить трассу М10. Проектировщики проделали огромную работу в AutoCADCivil 3D, чтобы практически с нуля создать современную магистраль.
Прекрасный пример из западной практики – реконструкция знаменитой «лондонской объездной» М25. Пробки на этой дороге даже упоминаются в художественной литературе. И вот, консорциум трех компаний взялся за обновление магистрали к Олимпийским играм 2012 года.Проект включает расширение проездной части на нескольких участках, создание дополнительных эстакад и новой системы освещения. Причем все это должно быть выполнено в существующих границах в кратчайшие сроки. Для работы английские проектировщики используют единую модель, собранную в AutodeskNavisworks и AutoCADCivil 3D. Благодаря этому они могут тщательно планировать все работы заранее, так как одновременно с модернизацией на магистрали осуществляется движение по трем полосам в каждом направлении.
Насколько важна для компанииAutodesk тема экологии?
Мы всегда поддерживали экологические инициативы и считаем одной из своих важнейших задач дать возможность нашим клиентам просто и без дополнительных затрат создавать умные и изящные экологически рациональные решения и информировать как можно более широкую аудиторию об их пользе. Кроме того, мы считаем необходимым оптимизировать наше собственное воздействие на окружающую среду. Кстати, здание головного офиса Autodeskв Сан-Рафаэле (штат Калифорния, США) спроектировано как раз как экологически рациональное. Оно отмечено сертификатом LEEDPlatinum(самым высоким в системе сертификации LEED), а это говорит о том, что комплекс не оказывает почти никакого влияния на окружающую среду.
В компании действует программа по повышению экологической эффективности. В ее рамках мы разработали новые корпоративные экологические стандарты С-FACT (CorporateFinanceApproachtoClimate-StabilizingTargets), которые более обоснованы научно, лучше соотносятся с бизнес-задачами и более прозрачны, чем иные аналоги. Для измерения своего влияния на экологию Autodesk взял на себя обязательство контролировать не только прямые выбросы, но также и широкий спектр косвенных выбросов, вызываемых, к примеру, бизнес-поездками, арендованными помещениями, взаимодействием сотрудников, масштабными конференциями и разработчиками data-центров. И все эти элементы учтены в С-FACT.
В офисе Autodesk в Москве мы тоже стараемся следовать стандартам, насколько это позволяет инфраструктура города. Все отделочные материалы, с помощью которых оформлен офис являются экологически рациональными, то есть при последующей переработке они не будут загрязнять окружающую среду.Внедрены технологии сбережения электроэнергии, мы ведем переговоры по организации раздельной переработки мусора, используем экологичные моющие средства. Мы заказываем экологичные ручки и пакеты, используем бумагу вторичной переработки для части наших блокнотов. Надо сказать, что пока соблюдать эти нормы достаточно сложно, так как нет поддерживающей все наши инициативы инфраструктуры, но мы уверены, что в России она очень скоро появится.
В Москве завершил свою работу Autodesk Форум 2011