Указанная маркировка означает наличие у оборудования более высокого КПД, что ведет к низкому энергопотреблению. Техника, не соответствующая указанным параметрам, будет запрещена к применению.
В дальнейшем в ЕС планируют последовательно повышать требования к используемым агрегатам. Так, с 1 января 2015 года все промышленные моторы должны отвечать характеристикам еще более высокого класса IE3 или классу IE2. Но в последнем случае обязательно потребуется наличие частотно-регулируемого электропривода. Это устройство, позволяющее управлять электродвигателем по заданным параметрам в соответствии с характером нагрузки, что позволяет снизить потребление энергии.
Проблема модернизации оборудования стоит в России еще более остро, чем в ЕС. Потенциал экономии энергии в данном случае огромен. Например, как подсчитали в концерне «РУСЭЛПРОМ», только модернизация широко эксплуатируемых в России промышленных двигателей серии 7A открывает потенциал экономии электроэнергии в размере 7,26 млрд. кВт/ч. Это сопоставимо по годовой выработке с таким крупным энергетическим сооружением, как Бурейская ГЭС[2].
Данный концерн весной 2010 года приступил к серийному выпуску энергосберегающих двигателей общепромышленного назначения, соответствующих европейским классам IE1 и IE2[3].
Дабы помочь потребителям легче ориентироваться на рынке, некоторые фирмы вводят собственные типы маркировок энергосберегающего оборудования. «Недавно на насосах нашей компании появился знак «BlueFlux®». Он гарантирует, что характеристики двигателей и частотных преобразователей, на которые распространяются директивы и законодательные требования ЕС к степени эффективности, превышают эти требования или как минимум им соответствуют. И сейчас, и в дальнейшем», – говорит Карстен Бьерг, президент компании GRUNDFOS, ведущего мирового производителя насосного оборудования.
По мнению помощника президента России Аркадия Дворковича, заниматься энергосбережением в промышленности выгодно. «Вынуть эти деньги из оборота и отправить на инвестирование не просто, но расчеты показывают, что в большинстве случаев окупаемость даже в сегодняшних условиях составляет от трех до шести лет. Те, кто смотрят в будущее хотя бы на шаг вперед, начинают заниматься этим уже сейчас, так как видят, что электроэнергия будет дорожать еще и еще», – полагает Дворкович[4].
Государство готово стимулировать такие предприятия. Как заявил недавно министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, компании, повышающие свою энергоэффективность, могут рассчитывать на стабильный спрос со стороны государства на их продукцию[5].
В связи с тем, что перспективы вступления России в ВТО становятся все более очевидными, отечественным компаниям следует форсировать работу на данном направлении. Иначе в ближайшем будущем их продукция просто не выдержит конкуренции с менее энергоемкими аналогами с Запада и Востока.
[1] В стандарте IEC 60034-30 (октябрь 2008 г.) установлено три класса энергоэффективности IE (International Energy Efficiency – Международная энергоэффективность) односкоростных трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором: IE1 – стандартный класс энергоэффективности (примерно эквивалентен классу энергоэффективности EFF2, применяемому сейчас в Европе); IE2 – высокий класс энергоэффективности (примерно эквивалентен классу энергоэффективности EFF1, идентичен классу энергоэффективности EPAct в США для 60 Гц); IE3 – высший класс энергоэффективности (новый класс энергоэффективности для Европы, идентичен классу энергоэффективности «NEMA Premium» в США для 60 Гц).
[4] http://actualcomment.ru/news/16587/
[5] http://www.tass-ural.ru/lentanews/139310.html