14 апреля 2016 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «Региональное развитие и комфортная среда проживания граждан как основа градостроительной политики Российской Федерации». На Охотном ряду обсуждались актуальные вопросы градостроительства и основные направления совершенствования законодательства в Московской области и субъектах РФ.
В Московской области произошли значительные изменения в сфере градостроительной деятельности. Это касается перераспределения большого объема полномочий между органами местного самоуправления и Правительством региона, а также внедрения принципа «двух ключей», который предполагает совместное принятие решений. Качественные изменения в градостроительной политике Московской области отметил первый заместитель председателя комитета по земельным отношениям и строительству Госдумы РФ Мартин Шаккум.
«Уникальность нашей градостроительной специфики заключается в том, что с момента передачи полномочий у областного Правительства появилась возможность разрабатывать документы территориального планирования регионального уровня в единой вертикали с аналогичными документами муниципального уровня», – говорит заместитель председателя Правительства Московской области Герман Елянюшкин.
Это позволило принципиально изменить подходы к градостроительной деятельности в регионе. Они учитывают опыт предыдущих лет, когда происходил значительный перекос в объемах строительства жилья и наметился дефицит объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, а также мест приложения труда.
Снять эти проблемы призваны новые и откорректированные документы территориального планирования Московской области и ее муниципальных образований. Масштаб реализуемой работы по генеральным планам поселений и городских округов не имеет аналогов. Сейчас идет подготовка почти 300 документов, которые должны обеспечить сбалансированное развитие Подмосковья, создать условия для комфортного проживания граждан и благоприятный инвестиционный климат для бизнеса.
«В прошлом году мы провели многопараметровый анализ сложившейся градостроительной ситуации в муниципальных образованиях региона, – говорит Герман Елянюшкин. – Были консолидированы исходные данные по более чем 100 параметрам в сфере экономики, транспорта, инженерии и мест приложения труда. Впервые в практику градостроительного проектирования Подмосковья введены понятия реального дефицита, а не только нормативных показателей. Это нововведение позволило определить адекватный размер отложенного населения и, как следствие, скорректировать планы развития социальной и деловой инфраструктуры, принять сбалансированные проектные решения».
В новых генпланах теперь прописываются не только варианты преодоления выявленных проблем, но также источники и объемы финансирования, необходимого для их устранения. «Этот ключевой момент мастер-планирования позволит грамотно сверстать работу Правительства региона и местных властей на перспективу – определить насущные бюджетные траты, потенциальные источники частных инвестиций и возможные инструменты их привлечения», – говорит Елянюшкин.
Одна из актуальных проблем пространственного развития Московской области – развитие транспортного обслуживания населения. Преобразование соответствующей инфраструктуры опирается на реализацию крупнейших проектов в Российской Федерации и прописано в главном отраслевом документе региона – Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Здесь отражено согласованное развитие железнодорожного, воздушного и водного транспорта Подмосковья, уличного и внеуличного пассажирского транспорта, строительство и реконструкция в регионе автотрасс, а также переход от радиальной к сетевой структуре автомобильных дорог.
Подмосковные власти предусмотрели в Схеме строительство линий кольцевого рельсового трамвая. Этот беспрецедентный по масштабу и сложности проект возглавляет лично губернатор Андрей Воробьев. Линии будущего трамвая образуют единую транспортную систему Москвы и области, где транспортно-пересадочные узлы свяжут между собой пригородный железнодорожный транспорт, наземное метро, высокоскоростные железнодорожные магистрали и автомобильные дороги.
«Единая политика пространственного развития Московской области позволяет решать первоочередные задачи по расселению ветхого и аварийного фонда, созданию мест приложений труда, обеспечению жителей Подмосковья объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. То есть обеспечивает консолидированное принятие градостроительных решений, комплексное и сбалансированное развитие территорий без административных барьеров для бизнеса и граждан», – резюмирует Герман Елянюшкин.