Недавно прошел фестиваль «Кузница счастья». Фестиваль, по мнению устроителей, опроверг клевету Пушкина на женщин!
Впервые за всю свою историю Кронштадт, основанный в 1704 году и проживающий всю свою жизнь под звон металла (клепка кораблей на верфях, ковка лафетов), видел такое количество металла и такое нашествие кузнецов, огня и наковален. 10 и 11 сентября на площади перед Музеем истории Кронштадта проходил международный фестиваль кузнецов и женской красоты «Кузница счастья».
На фестиваль прибыло около 50 кузнецов со всей России. Состав участников показал, что, за исключением Москвы и Петербурга, кузнечное дело в стране процветает в основном в малых городах. Таких, как Елабуга, Елец, Петрозаводск ... Именно там, надо искать и все еще можно найти настоящих мастеров своего дела. Правда, многие уже перебрались в Северную столицу. Но не все. Далеко не все.
Так настоящим фронтменом фестиваля стал Сергей Веркеенко из Устюжны (Вологодская область). Он и песни пел, и танцевал, и плов с заклепками на кузнечном горне готовил (заклепками кузнецы называют грибы, имеющие сходную форму с металлическими заклепками и добытые в природе путем выковыривания с использованием гвоздодера), и, наконец, впервые в истории, вместе со своим другом кузнецом Вадимом Зеленцовым из Салтыковки (Подмосковье) исполнил концерт для наковальни с оркестром. Да так, что потряс даже тромбониста и руководителя Биг Бэнда Сергея Гусятинского.
Вдохновившись идеей организаторов фестиваля, Гусятинский сделал специальную аранжировку известной джазовой пьесы Билла Уоррена «Чаттануга Чу Чу» с использованием близкого по духу к кузнице инструмента кау-белла и вписал в нее двух кузнецов с наковальнями буквально за 5 минут до выхода на сцену, объяснив где и как играть: «Сначала просто бьете на сильную, а потом - импровизация».
Сергей Веркеенко импровизировал, ударяя в разные части наковальни, извлекая из нее разные музыкальные тона и изящно дополняя и обогащая игру ударника и самого Сергея Гусятинского на кау-белле. «Я открыл для себя наковальню, как шикарный джазовый инструмент», - поделился радостью джазмен.
Победителем конкурса кузнечного мастерства и женской красоты «Туфелька для Золушки» в номинации «Кузнецы» стал уроженец Ельца, теперь уже петербуржец Сергей Мельников, вдохновившись ножкой своей невесты, теперь уже жены Надежды и сковал для нее дивной красоты туфельку. Надежда заняла третье место в номинации «Золушки».
Свадьба произошла прямо на фестиваль. Ритуал оковывания молодоженов кандалами счастья вызвал такой ажиотаж и столпотворение, что пришлось перекраивать режиссуру конкурса.
Многие гости фестиваля порадовались за прекрасные образы, показанные на фестивале. Чтобы запечетлеть дивную красоту работы с металлом разумно пройти курсы фотографии, тогда легче будет оставить на память то, что является всего лишь мгновеньем.
Первое место в номинации «Золушки» досталось миниатюрной и трогательной до слез Анастасии Свободе с ее 34 размером ножки, неприлично молодым возрастом (10 лет) и крохотной туфелькой, выкованной как будто специально для нее.
Туфелька стала хитом фестиваля. Кто только не питался ее примерить. Не всем, однако, шло. Второе место среди «Золушек» - Арина Краско, ставшая музой кузнецов из мастерской Александра Кожуро (Стрельна). Сам Александр - третье место в номинации «Кузнецы». Второе досталось Максиму Метелеву (Петербург), вдохновленному ножкой корреспондентки телеканала 100 ТВ Натальи Липской.
Еще на этапе подготовке к фестивалю Наталья стала первой женщиной в Петербурге, которая осмелилась примерить едва вынутую из горна и еще не вполне остывшую туфельку и сделать в ней несколько шагов. На фестивале она уже пританцовывала в стальной обувке.
В конкурсе участвовало более 30 девушек из Петербурга, как будто задавшихся целью опровергнуть наглую клевету Александра Сергеевича Пушкина на российских женщин:
Люблю их ножки, только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног...
Цели они достигли.
Старейшим кузнецом из участников «Кузницы счастья» стал Олег Викторович Никитин из Петербурга, успевший к началу фестиваля наковать 75 лет своей биографии. А самым молодым - 10-летний Григорий Павлов, начавший учиться кузнечному делу два года назад в мастерской Сергея Дыгало, основателя первой и пока единственной в городе детской кузнечной школы. В ней учится пока только 5 детей.
Брат Григория, 14-летний Михаил Павлов успел дорасти до такого уровня, что представил свои работы (композиции «Розы» и «Курган») на Всероссийскую выставку художественного металла, что открылась в Кронштадте 2 сентября в рамках подготовки фестиваля и продлится до начала октября в Детской художественной школе им. М.К. Аникушина.
- В России сейчас проводится несколько кузнечных фестивалей - Москва, Пермь, Ростов, Устюжна, Ульяновск, Бывалино, Кострома, Челябинск, Иркутск. Но петербургский фестиваль «Кузница счастья» в этом ряду особенный, - рассказывает Василий Кондуров, и.о. президента Гильдии кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. - Только на «Кузнице счастья» проводятся конкурсы кузнечного мастерства, только у нас есть фестивальный кораблик и самая обширная культурная программа с концертами, мастер-классами. Петербург - колыбель и предтече развития ремесел с Петровских времен. Единственный ВУЗ в России и Европе по художественной обработке металла, а именно ковке находится в Питере, это МУХА. Все остальные города ремесленные. И программа кузнечного фестиваля в Питере заточена на мастерство, а в других городах - на продажу сувениров. На фестиваль в Кронштадте кузнецы, конечно, работают на народ, но и свои проблемы решают. Муха выпускает по пять-восемь художников в год и из них 3-4-5 остается в городе и образует мастерскую. Мастерских в СЗ и Питере около 150, из них около 50 профи. Одиночек мастеров то же около 50, но это не кузнецы, а художники по металлу. Основная проблема - не профессионализм. Фестиваль «Кузница счастья» помогает любому кузнецу выйти на новый уровень. Потому, что на него стыдно выставлять ерунду, нужно быть на уровне участников, большая часть которых - настоящие мастера.
Надобно заметить, что таковые отыскались не только среди кузнецов. Музыкальными звездами фестиваля стали блюзовые гитаристы-виртуозы Валерий Лев Остапенко и Павел Зелицкий. Валерий, лидер и основатель группы «Каменный лев» выходил на сцену фестиваля не однажды и так завел гостей и участников, что одна из кронштадтских бабушек пустились впляс, скинув на глазах окаменевшей публики пару-тройку десятков лет.
Ночью проходила закрытая вечеринка для кузнецов-участников фестиваля на легендарном теплоходе «Рипербан» 1954 года постройки, купленном в Гамбурге на заре карьеры Beatles и перебравшимся в Кронштадт недавно. На судне, ставшим самым популярным местом проведения музыкальных вечеринок на Эльбе в конце 60-х, начале 70-х, бывали Джон Леннон, Queen и Rolling Stones в полном составе. В минувший уик-энд Валерий и Павел исполняли там блюзовые импровизации и пьесы Паганини.
Отпечаток задницы Кита Ричардса на верхней палубе раскраснелся от стыда за неумелость Кита, которому в далеком 1970-м, конечно, и не снилась такая фантазия и гитарная техника. Впрочем, известного гитариста, можно и пожалеть. Ему никогда не дарили призов за выступления, разве что цветы - поклонницы. То ли дело артисты, выступавшие на «Кузнице счастья». Все они получили приятные и нужные подарки - квас «Никола» от компании «Дека», мировые чипсы и снеки Lorenz, Захаровские соления, билеты на аттракцион «Ужасы Петербурга», зеркала от «Зеркального завода».
Самый русский в мире квас по достоинству оценили и кузнецы, которым всегда хочется пить на их жаркой работе. Квас и артезианскую воду «АкваБалт» на фестивале пили из бутылок, стаканчиков и даже из посуды наших предков - деревянных ендов и братин. И уж конечно, в восторге от хрустких Захаровских огурчиков были молотобойцы, люди, которые не понаслышке знают, что такое «Квасили, квасим и будем квасить!».
- Спасибо молодым и талантливым артистам, которые по-настоящему зажгли на фестивале, вплеснув в него свою творческую энергию - группам «TABASCOJAMM». Tabasco Jam, Solo Fide, «Час ночи», «Кустарник», певице Наталье Шевцовой, фантастическому фокуснику Валентину Машарыпову, невероятным акробатам братьям Арсеньевым, - говорит Анна Овсянникова, ведущая и организатор концерта фестиваля.
- Ярмарка бабьего лета на фестивале «Кузница счастья» получилась добрая и красивая: свежий мед от частных пасек, хмельной мед, копченая рыбка, мясные деликатесы, пироги ручной работы, натуральные специи из Индии, вареная кукуруза, джемы и конфитюры, настоящий узбекский плов, шашлык, чебуреки и, конечно душистый чай из жаровых самоваров с различными травами! - рассказывает Наталья Лазарева, ведущий менеджер проекта.
- Кроме вкусностей были представлены: самовары, посуда из чугуна, ювелирное этническое золото, эксклюзивные ножи, сувениры и посуда из керамики, оловянные солдатики, именные ложечки, рыболовные товары, аксессуары из валяной шерсти и шелка, игрушки, мастер-классы по гончарному делу, чеканке монет, росписи гипсовых репродукций, валянию картин из шерсти.
Фестиваль традиционно прошел без каких-либо затрат из городского бюджета, и нетрадиционно - без крупных партнеров, только за счет организаторов - компании «Кипучая жизнь», Гильдии кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, и при поддержке логистической группы «Адмирал», Администрации Кронштадтского района, Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Источник - http://www.allabc.ru/raznoe/74-pressrelize-/670-festival-lkuznicza-schastyar-itogi.html