— На наш факультет поступают ребята, которые решили связать свою карьеру со строительством. Они либо слышали что-то о строительной сфере, и их это заинтересовало, либо их родители заняты в этой области. Документы подают не только петербуржцы. Немало приезжает абитуриентов с регионов. Самый высокий конкурс на специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений» —
порядка 15 человек на место. Сегодняшние абитуриенты это ребята с хорошей подготовкой, которые хотят строить. Тем более что строительный комплекс в России активно развивается.
— Есть ли какие-то строительные династии на строительном факультете?
— Не скажу, что мы регулярно отслеживаем такие тенденции. Но есть примеры того, когда дети идут по стопам своих родителей, поступая к нам на факультет. В качестве примера могу привести генерального директора группы компаний «Содружество» Владимира Фёдоровича Иванова. Его сын учился у нас.
— Как вы считаете, улучшилась или, наоборот, ухудшилась подготовка специалистов в вузах по сравнению с той, что имела место в Советском Союзе?
— Конечно, старшее поколение говорит о том, что советская высшая школа была сильнее и критикует сегодняшнее вузовское образование. Какая-то доля правды в этом есть, поскольку методы обучения меняются. И все-таки сегодня наши выпускники имеют очень хороший потенциал. Более того, они прекрасно ориентируются в современных реалиях и могут с легкостью воспринимать новую информацию, пополняя университетский багаж знаний. В нашем вузе ребята получают базовые знания и навыки. Тем более что в строительной сфере довольно быстро меняются и технологии, и способы получения материалов. Каждые три года информация обновляется на 60–70 процентов. Но, как показывает время, выпускники умело применяют в жизни полученные в нашем университете знания.
— У вас есть кафедра автомобильных дорог. Какие путепроводы и дороги стоит сегодня строить в Санкт-Петербурге, чтобы снизить трафик?
— Эта кафедра появилась на нашем факультете в сентябре. Если говорить о каких-то детальных прогнозах и предположениях, то на этот вопрос смогут ответить сотрудники кафедры. Но я со своей стороны, могу сказать, что такие мегаполисы, как Токио, Шанхай, Берлин проблемы с пробками у себя решили. В столице Японии, например, очень хорошая сеть метро и ее продолжают развивать. Местные автомагистрали давно строят в несколько уровней, и там довольно интенсивный поток автотранспорта. Эти решения, кстати, и в Петербурге начинают применять — Западный скоростной диаметр, Приморское шоссе. Перемещение по вертикали вверх и вниз будет развиваться. За этим вариантом строительства автодорог будущее.
Но на Западе вопросы трафика решают комплексно. В том же Токио совсем нет в центре частного автотранспорта — только такси и общественный. Жители столицы не порываются на своих машинах доехать до центра города. Они покупают билет на метро и спокойно пользуются подземкой. Никто не мешает петербуржцам перенимать такие инициативы, которые существенно снижают напряженность на автомагистралях. Люди думают друг о друге, проявляя взаимное уважение.
Но все эти решения не будут касаться исторического центра Санкт-Петербурга. Мы же не станем строить трехуровневые путепроводы над Невским проспектом или на Литейном. Все это будет касаться новых районов города. А в центре необходимо урегулировать вопросы с парковкой и проездом частных авто. Например, в Сингапуре человек, перед тем как купить машину, должен заплатить 100 тысяч сингапурских долларов за лицензию, которая позволит приобрести авто. В Японии не продадут автомобиль, пока покупатель не покажет документ о том, что у него есть стоянка, где он будет парковать машину. Меры строгие, но действенные.
— Вы упомянули подземку Токио. Сотрудничает ли строительный факультет с метрополитеном Санкт-Петербурга?
— В прошлом году наши студенты проходили практику в метро. Мы сотрудничаем с метрополитеном в ходе строительства второй сцены Мариинского театра. К этому взаимодействию во время работы подключились и наши студенты. Скорее всего, в ближайшем будущем вблизи театра откроется новая станция метрополитена. Кстати, мы открыли специализацию «Строительство подземных зданий и сооружений», также есть специальность «Строительство мостов и тоннелей». Эти студенты очень тесно связаны с вопросами проектирования и эксплуатации подземки.
— В каком городе мира метрополитен вам показался наиболее интересным? Чьи наработки можно реализовать в Петербурге, чтобы ускорить развитие этого вида транспорта в нашем городе?
— Китай удивляет своими подходами и масштабами в решение транспортных вопросов. Если касаться Европы, то могу привести в пример Берлин. Мне кажется, что нам ближе европейский стиль — Германия, Италия.
Да, когда-то метро в Петербурге строилось с учетом желания увековечить и показать исторические события, применить технику той или иной школы искусств. За границей все более унифицировано, да там и развитие метро немного иное. Хотя станции, которые сейчас открываются в Петербурге, тоже с довольно интересными решениями в интерьерах, архитектуре. Стиль меняется, но общая концепция сохраняется. В нашем метро, к примеру, очень чисто, чего не скажешь о подземке некоторых стран, куда вечером не всегда приятно заходить.
— Есть какие-то достижения, находки в сфере строительства в Петербурге, которыми вы гордитесь?
— Я бы назвал три направления нашего факультета. Геотехника — обследование и разработка технологий для местных непростых грунтов. Вновь могу вспомнить Мариинский театр, при строительстве которого использованы и технологии СПбГАСУ. Идет похожая работа и на строительстве нового стадиона «Зенита» на Крестовском острове. В последние годы сложилась серьезная научная школа в этих вопросах, своего рода достояние ГАСУ.
Еще одно крупное направление — работа с существующими строительными материалами и разработка новых. Этим процессом руководит Владимир Пухаренко на кафедре строительных материалов и технологий. В частности, идет разработка различных добавок к материалам на уровне нанотехнологий. Получаемые продукты позволяют существенно модифицировать и регулировать различные свойства стройматериалов.
И третье направление, которое я бы назвал, — это кафедра деревянных конструкций. Мы занимаемся вопросами расширения применения дерева в строительстве. В прошлом году с одним из предприятий мы нашли решение по использованию панельно-деревянного каркаса при строительстве многоэтажных жилых зданий. Сейчас такая комбинированная технология строительства используется при возведении девятиэтажных домов в районе города Пушкин. В результате панели производятся быстрее, уменьшается вес здания. Отмечу, было немало дискуссий, на которых нам приходилось доказывать жизнеспособность собственных разработок.
Среди иных ярких разработок хочу упомянуть строительство экологически безопасных активных зданий. В прошлом году аспиранты нашей кафедры реализовали проект «Мобильный дом». Он был построен в Москве и по сей день эксплуатируется. В построенном нами здании используются полностью альтернативные источники энергии. Успешно работает концепция «зеленых технологий». И здесь широкая область для использования такого материала, как древесина, поскольку она очень конкурентоспособна. В процессе роста дерево потребляет СО2, состоит на 50% из углерода. И что важно с точки зрения производства — нужно относительно мало тепловой энергии для изготовления строительных материалов из древесины. Сейчас на факультете создан центр по деревянному строительству. И мы, по сути, лидируем среди вузов России в области деревянного домостроения и исследования деревянных конструкций из инженерной древесины.
Разумеется, на нашем факультете работают и другие кафедры, но те направления, что я перечислил, — основные. Они приносят наибольшую прибыль по хозяйственным договорам, в науке есть серьезные продвижения. А когда виден ощутимый результат по хоздоговорам — это говорит о том, что мы занимаемся реальными вещами, которые имеют спрос в бизнесе, где ценен конкретный результат.
— А сейчас какой-то новый тип жилья разрабатываете?
— Кипит работа над подготовкой модели гелиевого здания. Проектируем дом, который вращается в процессе эксплуатации. Основная идея — эффективное использование солнечной энергии. Такие примеры есть. Теперь мы и у себя хотим нечто подобное сделать. Есть такой проект «Солнечное десятиборье» — международные соревнования университетских команд по строительству самого экологически чистого и энергоемкого жилья. Хотим принять в нем участие с нашим гелиевым домом. Летом следующего года планируем начать его строительство и подать заявку на участие в конкурсе.
— Сегодня у вас учится 77 иностранных студентов. Из каких стран едут чаще всего и насколько они подготовлены по сравнению с российскими абитуриентами?
— СНГ — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина, Беларусь. Довольно много учащихся из Китая. Китайцы заметно отличаются. У них гораздо большее стремление к знаниям по сравнению с российскими сверстниками. Очень быстро воспринимают новые предложения, активно участвуют в экскурсионных программах. Понимают, что образование — это инвестиции в самих себя, в будущую карьеру. Более того, они знают, где будут работать, когда вернутся домой. Самое главное — они понимают, для чего нужно учиться.
— Вы занимаетесь малоэтажным строительством, домостроением. Почему в России при наличии земли это направление не развивается?
— По поводу земли проблемы известные. Если сравнивать с той же Финляндией, то там земля не предмет торговли и сверхприбылей, а место для строительства и развития собственных территорий. Налоги наши соседи платят там, где живут. И все главы муниципалитетов заинтересованы в развитии своих территорий. Чем больше жителей, тем больше поступлений в казну, а значит, и больше возможностей для развития.
В России же гектары часто перепродают с желанием получить прибыль — и только. Кому достанется земля в будущем, большинство продавцов не интересует. Другая сложность — плохая инфраструктура или ее полное отсутствие. На мой взгляд, здесь необходимо активное участие государства. Малоэтажное строительство жилья мало чем отличается от городского. Поселение, которое хотят возвести, необходимо тщательно спланировать, чтобы люди захотели там жить. Социальная инфраструктура, какие-то малые предприятия, чтобы создать рабочие места. Пример той же Японии — там ежегодно возводят 500 тысяч деревянных домов, а у нас только 80 тысяч. Так сравните их территории и наши. В США 90% жилья строят в малоэтажном секторе. Сегодня в России на каждого жителя, даже новорожденного, приходится 12 гектаров земли. Я считаю, что это несправедливо, когда на деле мы лишены возможности владеть этой землей, развивать ее. Надеюсь, что со временем эта ситуация изменится.
— Во всякой серьезной сфере время от времени делают какие-то открытия, решают задачи, следствием чего становится прорыв в технологиях, материалах. В ближайшее время стоит ли ждать чего-то подобного в строительной сфере?
— В ближайшие годы, согласно видению премьер-министра Дмитрия Медведева, в России будут серьезно сокращать выбросы углекислого газа в атмосферу. То есть все наши здания нужно будет еще больше утеплять. Это, скорее всего, повлечет за собой удорожание процесса на стадии строительства. В процессе эксплуатации через 10–15 лет оплата за коммунальные услуги будет ниже, и в конечном итоге потребитель будет выигрывать. Стоит рассмотреть и использование альтернативных источников энергии. Например, солнечные батареи. В Баварии немало тех, кто такую технологию внедряет и не только экономит, но и продает излишки. В России пока нет частных компаний, которые занимаются сбытом энергоресурсов. Но со временем, полагаю, появятся, что позволит перенять опыт Европы. Хочется верить в то, что у нас будет проводиться политика управления климатом и в сфере строительства начнут применять все больше зеленых технологий.
— Чего сегодня не хватает Петербургу? Что бы вы построили?
— В центральной части ничего менять не стоит. Там немало шедевров архитектуры, которые просто стоит привести в порядок, заодно улучшив инфраструктуру этой части города. А в одном из новых районов не хватает, на мой взгляд, огромной площадки наподобие Дискавери центра, чтобы молодежь, семьи могли с большей пользой проводить время, узнавать что-то новое. Нашему городу необходим крупный просветительский центр, где горожане смогут сочетать приятное с полезным.
— Вы написали монографию «Развитие лесного комплекса до 2015 года». Прогнозы сбываются?
— Сценарное планирование — это не просто прогноз. При изучении проблемы мы не только прогнозируем ситуацию, но и разрабатываем возможные варианты развития отрасли при том или ином сценарии событий, при этом для каждого из них прописываются условия достижения результата. Были разработаны три сценария развития лесного комплекса: «Бег с препятствиями», «Развитие с высокого старта» и «Развитие с низкого старта». К сожалению, в нашей стране мы пока наблюдаем развитие исключительно первого. Его суть состоит в том, что принимаются решения, не требующие серьезных перемен. Да, ввели новый Лесной кодекс, но каких-то революционных решений в этой сфере мы так и не увидели.
Источник: http://www.nstar-spb.ru Автор: Беседовал Олег НЕФЁДОВ