В Москве прошло мероприятие, которое в полной мере можно отнести к важнейшим не только для архитектурного сообщества России, но и всей страны в целом - это фестиваль «Зодчество 2011».
Специально к этому мероприятию куратором фестиваля Юрием Аввакумовым был опубликован манифест «Русская архитектура», приуроченный и к 30-летию Союза Архитекторов России. Уже третий год подряд является Юрий Аввакумов куратором и третий год выставочная архитектура фестиваля организована по павильонному принципу. В этот раз экспозиции были сгруппированны по 12 матерчатым «кубикам», которые естественны для этого формата и площадки. Вопрос о том, что русская архитектура как никогда актуален, особенно в связи с желанием государства увеличить жилищное строительство за счет прироста малоэтажного. В большей степени этот вопрос - философский, но именно слово определяет архитектуру - образы рождаются в спорах.
Своеобразная танцевальная аэробика главных павильонов взрывается внутренней постановкой объектов и способом подачи информации.
Вы были в "кубике" республики Саха или кубиках конкурса «Дом XXI века» (им даже одного павильона не хватило), а может зашли узнать, что нового у Краснодарского края или родной Москвы? Тогда Вам повезло стать участником «Зодчество 2011». Кубик Сколково - это почти "черный квадрат", правда в 4D, внутри четыре видеопроектора показывают красочные ролики про будущий инноград на четырех стенах павильона. Также здесь можно было и отдохнуть - под музыкальные ритмы на пуфах.
Манифест «Русская архитектура»
Русская архитектура - это тысячелетняя история Киевской и Московской Руси, Новгородской и Псковской республик, Владимирского и Суздальского княжеств, Русского царства, Российской империи и Советского Союза... Российской федерации.
Архитектура - это живой язык с его диалектами, письменностью и алфавитом, лексикой и морфологией, заимствованиями из других культур. И средство коммуникации, как пространственной, так и временной; возможность читать монологи и вести диалог.
Первым профессиональным именем архитектора в Древней Руси было слово Мастер. "А мастер трудился Петр", как сказано в летописи XII века о русском архитекторе, построившем Георгиевский собор Юрьева монастыря. Скорее всего летописец использовал слово немецкого происхождения - магистръ, мастер, старший в ремесле.
Спустя триста лет в русский язык пришло слово Зодчий, так тогда звали гончаров и строителей. Старославянский корень зьдъ означал и материал, и изделие - глину и каменную стену, а в современном языке мы можем услышать его звучание в зданиях и созидании.
Еще через триста лет каменщик Зодчий уступил место главному плотнику Архитектору и оказался надолго забыт, а зодчество сохранилось в языке как понятие сугубо поэтическое, памятник старины. Со сменой имени произошла перерегистрация родственников - с византийских на греко-римских.
Всемирный взлет русской архитектуры состоялся в начале прошлого века на разломе старого и нового, когда зодчие и архитекторы вернулись к понятию мастерства, пошли учить и работать в мастерские. С тех пор главным носителем традиций русского зодчества в современной архитектуре считается архитектор Константин Мельников, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, не использовавший в своем языке ни куполов, ни колонн.
Есть, конечно, что-то самобытное в русской архитектуре, не отмеченное словарями, но связанное с ее речью. Так, если произведение российской архитектуры скорее создано, чем построено, больше труд, чем парад, то его можно посчитать русским не только по месту расположения, но и по духу творения...