Строительные технологии определяют во многом экономику стройбизнеса. Поэтому внимание к эффективности применяемых материалов и способов работы с ними - повышенное. Компании-производители проводят разъяснительные мероприятия по внедрению новых технологий, используя при этом все возможные каналы, включая сеть интернет. Профильные Министерства оптимизуют работу отрасли, а научное и образовательное сообщество указывает на проблемы подготовки кадров.
Как отмечают специалисты, при бетонировании перекрытий в монолитном строительстве возникает ответственный момент, определяющий все сроки возведения зданий и сооружений. Внедрение новых технологий, в частности опалубочных, позволяющих оптимизировать и ускорить процесс, является насущной необходимостью сегодня. Много работы проводит в этом направлении компания СВЕЗА.
Одним из ключевых факторов такого роста стало применение специальных опалубочных систем. Сегодня серьезного увеличения скорости возведения добиваются за счет применения современных материалов горизонтальной опалубки, среди которых фанера нового поколения – СВЕЗА Дэк 350 с разметочной сеткой. Новые технологии дают возможность серьезно оптимизировать процессы сооружения перекрытий и, как показал опыт, даже довести темпы строительства до 6 этажей в месяц.
Как правило, при монолитно-бетонном строительстве чаще всего применяется балочно-ригельная опалубка, собираемая непосредственно на месте проведения работ. Она состоит из стандартных элементов, которые легко монтируются и разбираются в соответствии с технологической необходимостью (обычно с использованием подъемных механизмов). Для обустройства перекрытий используется набор из опорных металлических стоек (телескопических, реже – объемных); связей, на которых размещаются инвентарные балки (чаще всего, деревянные из клееной древесины), или алюминиевые рамы. Палуба выполняется из листовых материалов, как правило – ламинированной березовой фанеры, реже – металла или пластика, без каркаса.
«Количество и шаг стоек для постройки перекрытия зависит от площади перекрытия, расстояния до него и его толщины, при этом необходимо учитывать предполагаемую нагрузку на стойку, а также равномерность её распределения, – делится опытом Олеся Квиркваиа, руководитель отдела продаж «Первой опалубочной компании». – Как правило, одна стойка может выдерживать нагрузку до 3-5 тонн. Изменение высоты стойки достигается выдвижением внутренней трубы с отверстиями, которая фиксируется специальным замком. Стойка довольно легко монтируется и регулируется, благодаря чему она отлично экономит затраты рабочей силы и времени, а также обеспечивает лучшую в сравнении с другими методами безопасность проведения работ».
При укладке перекрытий в многоэтажных зданиях стойки должны опираться на нижележащий этаж, и это является основным ограничителем темпов возведения, поскольку достаточную прочность (не менее 60%) бетон набирает в среднем за 2-3 недели.
Если сроки строительства не стоят жестко, оправдано применение обычной балочно-ригельной опалубки и ее вариантов. Она позволяет добиться высокого качества и хороших темпов строительных работ даже при стандартном подходе к формированию перекрытия. Например, такая система применяется при возведении элитного жилого комплекса Knightsbridge Private park в московском районе Хамовники. В связи с особенностями производственного контроля (осуществляется по британским стандартам BREEAM) требования к качеству работ очень высоки. Поэтому все допуски выдерживаются предельно жестко.
«Всегда есть определенные сложности при выводе горизонтальной опалубки, – говорит Андрей Титов, прораб Knightsbridge Private park. – Сначала ее укладывают приблизительно, затем ригель выравнивается по ригелю таким образом, чтобы верхняя фанера в результате стояла ровно «по нулям». После армирования (под весом арматуры) она опускается на несколько миллиметров, далее ее еще раз проверяют снизу и выравнивают по нивелиру, чтобы после заливки не возникла ошибка. Затем полученный результат сверху проверяют геодезисты».
Опыт показал, что наиболее «проблемная» часть – формирование перекрытия с балками в зданиях с большими пролетами. Это усложняет обустройство палубы и выравнивание, так как до балки и после выстилается отдельное перекрытие. Поэтому стойки приходится делать разновысокими. «Облегчает процесс, – считает Андрей Титов, – использование фанеры с разметочной сеткой – это оказалось очень удобно при формировании опалубочного щита и арматурщикам, и бетонщикам».
Действительно, березовая опалубочная фанера с разметкой, сравнительно недавно появившаяся на российском рынке, существенно облегчает работу с ней. Ее особенность – координатная сетка, нанесенная непосредственно на поверхность листа.
«На СВЕЗА Дэк 350 нанесен рисунок-сетка с шагом 2,5 и 5 см, – говорит Андрей Кобец, менеджер по развитию продукта группы «СВЕЗА», мирового лидера по производству березовой фанеры. – Это упрощает разметку и раскрой на площадке, снижает трудозатраты. Кроме того, такой рисунок служит шаблоном для укладки арматуры». Продукт отличается не только удобством, но и более высокими эксплуатационными характеристиками, даже в сравнении с традиционными качественными образцами. Например, специальная обработка торцов водно-акриловым составом обеспечивает защиту от влаги на 60% больше по сравнению с обычной ламинированной фанерой. Поверхность листов покрыта износостойкой пленкой производства Германии, истираемость которой составляет 350 оборотов по Табер-тесту. Такая фанера гораздо проще отделяется от застывшего бетона, поэтому риск ее повреждения минимизирован.
Научное сообщество также поддерживает внедрении любых эффективных инноваций. Например, ректор НИУ МГСУ Андрей Волков в своем выступлении на научно-практической конференции «Перспективы развития градостроительства в России», подчеркнул, что сегодня строительным комплексом России взят курс на создание высокотехнологичной, экспортно-ориентированной отрасли - Минстроем России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также профессионального сообщества: МГСУ, РААСН, национальные объединения саморегулируемых организаций, Технологическую платформу «Строительство и архитектура» и др. - подготовлена Стратегия инновационного развития строительной отрасли до 2030 года. Его видение определяет необходимость формирования новой модели системы строительного образования, позволяющей расширять знания молодых специалистов до мультитехнологического уровня.
Эту точку зрения поддерживает и многие производители. В компании "Гильдия" их Екатеринбурга уверены, что экономика выстоит, если последовательно искать решения по всем звеньям - производство стройматериалов, подготовка кадров, внедрение инновационных разработок. Именно внимание к производителям и регионам дает базисную основу для промышленно-строительного сектора: "Руководство нашей компании видит своей целью не только получение прибыли и прочное становление на рынке промышленного и строительного оборудования, но и посильную реабилитацию образа того самого русского стандарта работы и, в известной степени, ломку негативных стереотипов, связанных с образом торгующей организации", - отмечают руководители фирмы.
Здесь нельзя не отметить, что именно гибочное оборудование используют в мoнолитном стрoительстве, при выполнении арматурных рабoт на стрoйплoщадках, на заводах ЖБИ и ЖБК, а также в производстве арматурных сеток, и закладных элементов. Применение в строительстве данного оборудования позволило многим компаниям снизить стоимость арматурных работ, и увеличить производительность. "Гильдия" - это возможность купить станок для гибки арматуры.
Инновационные решения не появляются на пустой основе. Они вырастают из опыта реального строительного мира. Мало сказать, что технологии и разработки должны применяться на всех этапах жизненного цикла объектов строительства. Необходимо иметь практический опыт и умение внедрять и работать с современным оборудованием.