ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
«Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (2009–2012 ГОДЫ)
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» реализуется с 2006 года. На реализацию проекта в 2006 году израсходовано 35,4 млрд. рублей и предоставлены государственные гарантии в объеме 26,5 млрд. рублей, в 2007 году – 62,5 млрд. рублей и 33,5 млрд. рублей соответственно. В 2008 году запланировано направить средства федерального бюджета в объеме 93,8 млрд. рублей и предоставить государственные гарантии Российской Федерации в объеме 28,0 млрд. рублей. За время реализации проекта повысилась доступность приобретения стандартного жилья за счет собственных и заемных средств граждан. Доля семей, имеющих эту возможность, возросла до 18%. В 10 раз увеличились объемы ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов гражданам, которые составили около 550 млрд. рублей, а 445 тыс. семей оформили ипотечные кредиты. В период с 2006 по 2008 год средневзвешенная процентная ставка по кредитам устойчиво снижалась и достигла 12,5% и 10,8% в рублях и иностранной валюте соответственно. Годовой объем ввода жилья увеличился более чем на 40% и составил свыше 60 млн. кв. метров в год. Обеспечено жильем 82 тыс. молодых семей, 30 тыс. молодых семей получили государственные жилищные сертификаты с помощью государственной поддержки. Созданы и начали функционировать государственные институты развития – Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и повышена эффективность Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Основной задачей этих институтов является создание условий для обеспечения доступности жилья и комфортного проживания гражданам России.Мировой финансовый кризис, который затронул и Россию, оказал существенное влияние на строительную отрасль. С целью ее поддержки принято решение о направлении в 2008 году средств федерального бюджета в объеме до 32,6 млрд. рублей на приобретение уже построенного жилья для граждан, уволенных и подлежащих увольнению с военной службы.Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ в объеме 50,0 млрд. рублей будут направлены в субъекты Российской Федерации на цели приобретения последними жилья для переселения граждан из аварийного жилого фонда.Достигнутые результаты государственной жилищной политики и сложившаяся ситуация обуславливают необходимость определения новых стратегических целей и приоритетных направлений государственной жилищной политики, направленных на преодоление диспропорций на рынке жилья и жилищного строительства и создание условий для удовлетворения потребностей и спроса на жилье граждан, включая граждан нуждающихся в государственной поддержке.Это создало базу для дальнейшей реализации проекта в 2009-2012 годах, стратегической целью которого является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.
НАПРАВЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПАРАМЕТРЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
«Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
1. Развитие массового жилищного строительства
В рамках указанного направления будут реализовываться мероприятия по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, обеспечению автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, развитию инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также вовлечению в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности.На реализацию указанных мероприятий в 2009 году запланировано направить средства федерального бюджета в объеме 21,5 млрд. рублей. Финансирование работ по вовлечению в оборот земельных участков для нужд жилищного строительства будет осуществляться за счет средств института развития – Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства – и не потребует после 2009 года расходов федерального бюджета. В результате реализации указанных мероприятий в период 2009-2012 годов будет построено 228 млн. кв. м жилья, вовлечено в оборот для нужд жилищного строительства 16,8 тыс. га земель, находящихся в федеральной собственности.
2. Государственная поддержка спроса на рынке жилья
Мероприятия указанного направления будут нацелены на стабилизацию уровня спроса на рынке жилья, сохранение объемов строительства нового жилья и, посредством этого, поддержку строительных организаций и организаций, осуществляющих производство строительных и отделочных материалов. Государственная поддержка спроса на рынке жилья будет осуществляться через систему ипотечного жилищного кредитования и мероприятия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, молодых семей и отдельных категорий граждан.На поддержку системы ипотечного жилищного кредитования и увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию предлагается в 2009 году направить средства федерального бюджета в объеме 200,0 млрд. рублей. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено предоставление государственных гарантий по облигациям Агентства в объеме 80,0 млрд. рублей в 2009-2010 годах. В результате реализации указанных мероприятий доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, увеличится к 2012 году до 25% от общего числа семей.На обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны в 2009 году будут направлены средства федерального бюджета в объеме 20,8 млрд. рублей, что позволит обеспечить жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Для государственной поддержки 14 тыс. молодых семей в приобретении жилья планируется направить средства федерального бюджета в объеме 9,6 млрд. рублей.
3. Повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг
Повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг потребует реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.Планируется направить средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в объеме 197,6 млрд. рублей в 2009-2011 годах для переселения 60,4 тыс. семей в новое жилье и капитального ремонта 45 млн. кв. м жилья.На цели модернизации коммунальной инфраструктуры в 2009 году планируется направить средства федерального бюджета в объеме 6,1 млрд. рублей, в 2010 – 5,2 млрд. рублей. Целью реализации указанных мероприятий является снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры до 45% к 2012 году.
Демографическая политика: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ 2008 ГОДА И ПЛАНЫ НА 2009 ГОД
В январе-октябре 2008 года родилось 1 434,5 тыс. детей (на 7,7% больше, чем в январе-октябре 2007 году), число умерших составило 1749,3 тыс. человек (на 0,6% больше, чем в январе-октябре 2007 года). Коэффициент естественной убыли населения составил 2,7 на 1 000 человек населения (3,4 – в январе-октябре 2007 года). Коэффициент младенческой смертности снизился по сравнению с показателем 2007 года с 9,6 до 8,8 на 1 000 родившихся живыми.С 1 января 2007 года по 1 декабря 2008 года подано 864 577 заявлений на получение сертификата на материнский (семейный) капитал (507 952 в
2008 году), выдано 800 200 сертификатов (486 397 в 2008 году).За 9 месяцев 2008 года выявлено 79,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Передано на семейные формы устройства 74,5 тыс. детей, из них 48,2 тыс. – под опеку (попечительство), 13,6 тыс. – в приемную семью, 8,6 тыс. – на усыновление (из них 5,9 тыс. – российскими гражданами), 4,1 тыс. – на другие формы семейного устройства, предусмотренные региональным законодательством.В 2009 году будет продолжена реализация:комплекса мер по государственной поддержке семей в связи с рождением и воспитанием детей, включая оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, по защите прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей;плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;мероприятий по созданию условий для повышения доступности жилья семьям с детьми и молодым семьям.С 1 января 2009 года вступят в силу поправки к Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Они предусматривают возможность для семей, решивших приобрести (построить) жилое помещение с привлечением средств, предоставленных кредитной организацией по кредитному договору (договору займа), заключенному до 31 декабря 2010 года включительно, воспользоваться правом на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, направив эти средства на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным.На реализацию мер в сфере демографии (без учета расходов приоритетного национального проекта «Здоровье») из федерального бюджета в 2009 году будет направлено 103,55 млрд. рублей.В 2009 году планируется достичь следующих показателей:рост рождаемости: не менее чем на 5,5-6%; сокращение естественной убыли населения: не менее чем в 1,5 раза;увеличение ожидаемой продолжительности жизни: до 68,3 лет.
Основные мероприятия приоритетного национального проекта
«Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2009-2012 годы
По направлению «Развитие массового жилищного строительства»
№ | Основные мероприятия | Ответственные | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
1. | Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства | Минрегион России | ||||
Объем финансирования, млрд. руб. | 7,1 (7,1) | 4,0 (4,0) | 0 | 0 | ||
2. | Обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки | Минрегион России,Минтранс России,Росавтодор | ||||
Объем финансирования, млрд. руб. | 3,5 (3,5) | 3,5 (3,5) | 0 | 0 | ||
3. | Развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | Минрегион России | ||||
Объем финансирования, млрд. руб. | 10,9 (10,9) | 11,5 (11,5) | 0 | 0 | ||
Годовой объем ввода жилья, млн. кв. м | 52,0 | 53,0 | 58,0 | 65,0 | ||
4. | Новое мероприятие: Вовлечение в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности (с учетом средств Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства) | Минрегион России,Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства | ||||
Объем финансирования, млрд. руб. | 0,8 (0.8) | 0 | 0 | 0 | ||
Площадь земельных участков переданных из федеральной собственности для целей жилищного строительства (в том числе индивидуального), тыс. га | 1,5 | 3,0 | 4,8 | 7,5 |
По направлению 2 «Государственная поддержка спроса на рынке жилья»
№ | Основные мероприятия | Ответственные | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
1. | Поддержка системы ипотечного жилищного кредитования | Минрегион РоссииМинфин РоссииОАО «АИЖК» | ||||
Объем финансирования**, млрд. руб. | 200,0 (0) | 0 | 0 | 0 | ||
Объем предоставления государственных гарантий, млрд. руб. | 36,0 (36,0) | 44,0 (44,0) | 0 | 0 | ||
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, % | 18,0 | 20,0 | 22,0 | 25,0 | ||
2. | Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством | Минрегион России | ||||
Объем финансирования, млрд. руб. | 68,9 (48,2) | 87,5 (44,6) | 60,7 (0,0) | 61,4 (0,0) | ||
Количество семей категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, получивших государственную поддержку в приобретении жилья, тыс. семей | 38,9 | 48,9 | 35,3 | 34 | ||
2.1 | мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц | |||||
Объем финансирования, млрд. руб. | 21,1 (21,1) | 30,6 (23,3) | 36,3 (0,0) | 34,9 (0,0) | ||
количество семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, получивших государственную поддержку в приобретении жилья, тыс. семей | 14,2 | 19,1 | 22,1 | 20,1 | ||
2.2 | мероприятия по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц | |||||
Объем финансирования, млрд. руб. | 31,3 (10,6) | 32,0 (10,2) | 0 | 0 | ||
количество семей граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, получивших государственную поддержку в приобретении жилья, тыс. семей | 16,9 | 16,2 | - | - | ||
2.3 | мероприятия по отселению граждан с комплекса "Байконур" | |||||
Объем финансирования, млрд. руб. | 0,02 (0,02) | 0,55 (0,03) | 0 | 0 | ||
количество семей граждан, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", получивших государственную поддержку в приобретении жилья, семей | 13 | 326 | ||||
2.4 | мероприятия по обеспечению жильем граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц | |||||
Объем финансирования, млрд. руб. | 4,9 (4,9) | 7,8 (0,9) | 12,2 (0,0) | 14 (0,0) | ||
количество семей граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц, получивших государственную поддержку в приобретении жилья | 2,7 | 4,0 | 6,9 | 7,6 | ||
2.5 | мероприятия по обеспечению жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами | |||||
Объем финансирования, млрд. руб. | 1,7 (1,7) | 7,8 (1,5) | 6,8 (0,0) | 6,8 (0,0) | ||
количество семей граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, получивших государственную поддержку в приобретении жилья, тыс. семей | 1,3 | 3,9 | 3,2 | 3,2 | ||
2.6 | мероприятия по обеспечению жильем граждан выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей | |||||
Объем финансирования, млрд. руб. | 9,9 (9,9) | 8,7 (8,7) | 5,4 (0,0) | 5,7 (0,0) | ||
количество семей граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, получивших государственную поддержку в приобретении жилья, тыс. семей | 6,6 | 5,4 | 3,1 | 3,1 | ||
3. | Обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны | Минрегион России | ||||
Объем финансирования, млрд. руб. | 20,8 (20,8) | 0 | 0 | 0 | ||
Количество участников Великой Отечественной войны, получивших государственную поддержку в приобретении жилья, тыс. человек | 28,0 | - | - | - | ||
4. | Поддержка молодых семей в приобретении жилья | Минрегион России | ||||
Объем финансирования, млрд. руб. | 4,7 (4,7) | 4,9 (4,9) | 0 | 0 | ||
Количество молодых семей, получивших государственную поддержку в приобретении жилья, тыс. семей | 7,0 | 7,0 |
Примечание: *) В скобках указаны параметры, учтенные в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (без учета переноса неиспользованных средств 2008 года). Параметры 2010-2012 года подлежат дополнительной проработке с учетом результатов работы над формированием федерального бюджета на 2010-2012 годы.
**) Взнос в уставной капитал ОАО «АИЖК»
Источник www.rost.ru