Кризис заставил россиян больше сберегать и реальнее оценивать свои возможности при кредитовании
В то время как почти половина россиян в ближайший год не видит никакой угрозы для своего материального благополучия, доля тех, кто откладывает деньги на «черный день», увеличилась до 39%. При этом целевые накопления на недвижимость осуществляют 13% населения.
Результаты опроса свидетельствуют об устойчивой тенденции к пересмотру гражданами необходимости покупки недвижимости. Во 2 квартале 2010 года 61% опрошенных заявили, что не испытывают нужды в приобретении жилья. В начале года таких людей было на 9% меньше, а в 4 квартале 2009 года . на 14%. Необходимость увеличения жилплощади оценивается уже не так критично, и все больше людей считает, что у них нет каких-либо жилищных проблем. При этом приобретение жилья остается недоступным для 21% населения.
Тем не менее, купить недвижимость в течение 5 лет планируют 13% россиян. 2% из них намерены сделать это в ближайший год. Для россиянина, начинающего заниматься бизнесом, купить офис практически нереально, а вот снять офис - возможно.
Во 2 квартале 2010 года доля потенциальных ипотечных заемщиков снизилась на 3% (с 19% до 16%) и вернулась на уровень февраля 2009 года. Это свидетельствует о том, что россияне стали реальнее оценивать свои финансовые возможности и больше ориентироваться на собственные, чем на заемные средства. Тем не менее, среди тех, кто планирует приобретение недвижимости в пятилетней перспективе, доля собирающихся брать ипотечный кредит выросла с 23% - в феврале 2009 до 31% - в июле 2010.
В целом, количество граждан осведомленных об ипотеке (могут назвать конкретную ставку по ипотечному кредиту) за этот же период выросло на 8% и составило 48%. При этом, по сравнению с 1 кварталом 2010 года, люди стали упоминать более низкие процентные ставки, что объективно отражает действительность российского рынка ипотечного кредитования.
По мнению начальника управления анализа и исследований Анны Любимцевой, «результаты Мониторинга наглядно иллюстрируют существенные изменения в потребительском поведении граждан в сторону более консервативного и взвешенного отношения к расходам, склонности к сбережениям, а также переориентации на собственные (незаемные) ресурсы, что, очевидно, является следствием недавнего кризиса».
Департамент информационной политики ОАО «АИЖК»