Перспектива малоэтажного строительства настолько многогранна, что эта тема все больше становится главным инструментом для обсуждения во многих общественных структурах России. И это хорошо, лишь бы на пользу в решении этой проблемы. В рамках Первой Московской Биеннале Архитектуры, 27 мая 2008 г., в Киноконцертном зале ЦДХ, состоялось выездное заседание Общественной Палаты РФ, посвященное обсуждению долгосрочной стратегии массового строительства жилья в свете её содействия становлению среднего класса в России.
Слушания провели Главы комиссий: В.А. Фадеев – председатель Комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства; О.Б. Алексеев – заместитель председателя Комиссии по местному самоуправлению и жилищной политике; В.Л. Глазычев – председатель Комиссии по региональному развитию. Темой слушаний была выбрана проблема обеспечения жильём среднего класса России.
На слушаниях представлена группа докладов радикального характера, в корне меняющих представления о перспективах и приоритетах развития жилищного рынка и государственной политики в этой сфере.
В основу докладов легли результаты первого и второго этапов проекта «Российский Дом Будущего».
Целью слушаний стало обсуждение и доработка Доктрины жизнеобустройства среднего класса России.
РЕЗОЛЮЦИЯ слушаний Общественной Палаты Российской Федерации в рамках Первой Московской Биеннале архитектуры «Как жить»:
Практика жизнеобустройства в России была почти полностью разрушена в период после 1917 г. Возврат права собственности в конце прошлого века скорее усугубил проблему, т. к. вызвал гонку за квадратными метрами и отказ государства от комплексного стимулирования жилищной сферы. Корень проблемы в том, что население фактически полностью устранено из процедуры принятия решений по проектированию, строительству и эксплуатации жилья. И ситуация не изменится до тех пор, пока не будут сформированы институты защиты прав и интересов жильца.
Соответственно, проблема реализации массовой жилищной застройки - создания комфортного и доступного жилья - это не столько техническая и экономическая, сколько гуманитарная, даже цивилизационная проблема. Основу институтов защиты прав жильцов составляет средний класс. Именно представитель среднего сословия может и должен стать наиболее требовательным заказчиком на жилье и качество жизни, поэтому все усилия общественных и государственных пропагандистских (просветительских) институтов должны быть направлены на воспитание квалифицированного жильца, компетентного в современных характеристиках жилья и требующего от производителя адекватного предложения жилья на рынке. Вернуть жильца в проектирование жилья - важнейшая задача жилищной политики.
Для решения этих проблем необходимо срочно реализовать комплекс мер по:
законотворчеству;
пропаганде;
обучению;
созданию и отработке новых образцов жилья и поселений.
Учитывая междисциплинарный и межведомственный характер проблемы и крайнюю важность ее решения для социально-экономического развития страны и ее стабильности, считаем необходимым создать Рабочую группу при Правительстве РФ по проблемам формирования и жизнеобустройства среднего класса России.
Участники слушаний поддерживают действия Правительства РФ по разработке Государственной стратегии массового строительства жилья, с поправкой на инициативы и проекты участников Биеннале и экспертов-участников слушаний, в частности, общественного проекта «Российский дом будущего», по определению приоритетов жилищной политики для среднего класса.
Нам представляются наиболее важными из них:
Стимулирование мобильности жильцов посредством развития института найма жилья, создания специальных налоговых льгот как арендаторам, так и арендодателям, инструментов жилищного рынка, ускоряющих смену, реконструкцию и перепланировку жилищ, поддержку инноваций, направленных на трансформируемость и развитие жилищ.
Принятие новых стандартов благоустройства жилья (жизнеобустройства) и государственной программы поэтапного перехода на новые стандарты. Развитие общественной экспертизы качества жилья и законодательства, стимулирующего энергоэффективность и современную комплектацию жилищ, формирование социальных инфраструктур и коммуникационных пространств, способствующих участию, самовыражению и объединению граждан в развитии жилья. Необходимо также законодательно определить статус жилья экономического класса для целей государственного стимулирования его производителей и потребителей.
Переход государственной отчетности в сфере развития жилья с роста квадратных метров на количество жилищ (квартир, домов), его качество и комплекса их свойств. Ориентация на квадратные метры подменяет главную цель жилищной политики - улучшение жизни граждан конъюнктурными производственно-бюрократическими задачами, что недопустимо в стратегическом планировании.
Определение индустриальных приоритетов в массовом строительстве коммерческого жилья путем выбора нескольких технологических кооперационных решений (технологических коридоров) и стимулирования их внедрения широким кругом участников рынка. Поддержка саморегулирования, технологических и социальных инноваций в жилищной сфере.
Концентрация жилищной политики в местном самоуправлении (муниципалитетах) с формированием для этой цели специальных мер государственной поддержки, современной школы местной жилищной политики, территориального планирования и проектирования жилья, механизмов вовлечения жильцов в формирование планов застройки и развития поселений.
У России есть шанс быстро создать инновационный строительный комплекс на основе современного стандарта качества жизни, и через жилье ускорить формирование среднего класса России. Для этого есть все необходимые условия: социальный заказ, рост экономики страны, доходов и самоуважения граждан, избыточные ресурсы и промышленность, нуждающаяся в масштабном перевооружении.
http://www.rusdb.ru