Прошедшая в ноябре VIII Всероссийская научно-практическая конференция инженеров-сметчиков «Состояние и перспективы развития системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве» подчеркнула важность проблем ценообразования, являющихся корнем всей строительной отрасли. Организаторы мероприятия - Ассоциация строителей России и Межрегиональная общественная организация «Союз инженеров-сметчиков».
Очевидность того, что действующий в настоящее время порядок определения стоимости строительства и ремонта не удовлетворяет требований развития экономики России подчеркивали многие выступающие. Даже ремонт квартир должен быть обеспечен нормативной документацией, соответсвующей всем современным требованиям.
Президент АСР Николай Кошман считает, что разработка и внедрение системы ценообразования в строительстве проводится без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом. Некоторые изменения в действующей сметно-нормативной базе строительства имеют косметический характер, не затрагивают капитальных, концептуальных основ нормирования и не улучшают механизм планирования и управления инвестиционно-строительной деятельностью. Именно эти параметры по мнению Николая Кошмана, источники неоправданного роста сметной стоимости строительства объектов, финансируемых из федерального и территориальных бюджетов.
Новые нормативы – сборники базы ценообразования в строительстве обязаны формироваться с учетом новых уровней, достигнутых и в технологическии и в организационном цикле строительства, отражать современные требованиям к качеству конечной продукции.
применяемым эффективным строительным материалам, используемым строительным машинам, механизмам, оборудованию, инструменту и высокому уровню квалификации рабочих.
Необходимо отметить, что среди новостей строительного законодательства, среди вступивших в силу новых нормативных документов, следует обратить внимание на тот факт, что 18 июля этого года были подписаны три федеральных закона, предусматривающих внесение изменений в Градостроительный кодекс. Вносимые поправки касаются вопросов реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, выдачи разрешения на строительство. Федеральные законы от 18.07.2011 № 215-ФЗ и № 243-ФЗ«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируют вопросы, связанные с осуществлением реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Наконец-то впервые в базовом законе о градостроительной деятельности введено понятие «капитальный ремонт». Ранее в ст. 260 Налогового Кодекса РФ не определено, какие работы следует относить к ремонту основных средств. Есть понятие реконструкции: «в целях гл. 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Капитальный ремонт линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Понятие «капитальный ремонт», содержащееся в пункте 14.2 статьи 1 Кодекса, содержит исчерпывающий перечень частей (элементов) здания, строения, сооружения, а также инженерной инфраструктуры, являющихся объектами проведения капитального ремонта.
Капитальный ремонт проводится в отношении:
- отдельных элементов несущих строительных конструкций;
-строительных конструкций и их элементов, не являющихся несущими строительными конструкциями;
-систем инженерно-технического обеспечения;
-сетей инженерно-технического обеспечения.
Вторым квалифицирующим признаком капитального ремонта является характер работ, проводимых в отношении объекта капитального строительства, а именно замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов. При этом при строительстве – это создание зданий, строений, сооружений, при реконструкции – изменение параметров здания или его частей, а именно - надстройка, перестройка, расширение, а также замена и восстановление несущих строительных конструкций.
Таким образом, по сравнению с ранее действующим законодательством, из работ, выполняемых при капитальном ремонте, исключены работы, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. Эти работы могут выполняться только при строительстве и реконструкции. Именно это обстоятельство послужило основанием для упрощения административных процедур при проведении капитального ремонта.
Теперь, в соответствии с Федеральном законом от 18.07.2011 № 243-ФЗ, при капитальном ремонте:
1) требуется заполнение только отдельных разделов проектной документации (ч. 1 статьи 48);
2) не проводится государственная экспертиза разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования (ч. 3 статьи 49);
3) не проводится государственный строительный надзор (ч. 1 статьи 54), и соответственно, в его рамках государственный пожарный надзор, государственный санитарно - эпидемиологический надзор, государственный экологический надзор;
4) не требуется получение разрешения на строительство (ч. 17 статьи 51);
5) не требуется получение разрешения на ввод объектов в эксплуатацию (ч. 1 статьи 55);
6) не проводится государственная экологическая экспертиза проектной документации федерального и регионального уровней (части 1 статей 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).