11 февраля 2009 г. состоялось совещание по вопросу строительства и ввода жилья в кабинете министров Республики Татарстан. По данным «Татарстанстат» в январе 2009 года введено 282 тыс. кв. метров жилья, из них многоэтажного жилья - 220 тыс. кв. метров, малоэтажного индивидуального жилья - 62,3 тыс. кв. метров. С учетом того, что за год должны обеспечить ввода жилья по республике в объеме не менее 2 млн. кв. метров жилья, в январе выполнено 14% годового задания.
Этот неплохой старт - результат совместной работы прошлого года, когда был создан резерв готового жилья, часть которого было документально оформлена вводом в январе 2009 года.
Однако нет в статочетности января в полном объеме готового жилья прошлого года по линии коммерческого строительства. Особенно это касается основных точек роста - городов Казани и Набережные Челны:
по Казани на конец прошлого года был сформирован резерв готового коммерческого жилья в объеме около 200 тыс. кв. метров - в статистике января отражен ввод 99,6 тыс. кв. метров;
по Набережным Челнам сформировалось готовое жилье в объеме 47,6 тыс. кв. метров - в статистике января отражен ввод 12,1 тыс. кв. метров.
В связи с этим первая задача для всех муниципальных образований: обеспечить включение в статотчетность все имеющиеся прошлогодние объемы готового жилья.
По данным БТИ на 10 февраля в республике имеется резерв по жилым домам высокой степени готовности в объеме 1 миллиона 308 тыс. кв. метров, из них 652 тыс.кв. метров - многоквартирные жилые дома, 656 тыс. кв. метров - малоэтажное индивидуальное жилье. В том числе по городу Казани резерв составляет 755 тыс. кв. метров, из них 482 тыс. кв. метров - многоэтажные жилые дома, 273 тыс. кв. метров - малоэтажное индивидуальное жилье. Учитывая, что в этом году еще требуется для реализации годового задания сдать в эксплуатацию 1 миллион 718 тыс.кв. метров жилья, имеющийся резерв по жилым домам высокой степени готовности недостаточен для реализации жилищной программы 2009 года.
В рамках формирования республиканского задания по вводу жилья 2009 года, в январе министерством собрана информация от муниципалитетов по годовому заданию в пообъектном перечне в разрезе жилищных программ. Всего муниципальными образованиями планируется осуществить ввод жилья в объеме 2 миллиона 57 тыс. кв. метров жилья.
Необходимо предусмотреть в программе ГЖФ 2009 года, в соответствии с принятым решением на совещании в Кабинете Министров, завершение строительства двух жилых домов на улице Завойского 9, общей площадью 25,3 тыс. кв. метров, Завойского 17, общей площадью 24.2 тыс. кв. метров, застройщиком которых раньше являлось ЗАО «Защита». Хочу подчеркнуть, что включение этих домов в программу ГЖФ, прежде всего, будет зависеть от взаимосогласованного положительного решения самих обманутых дольщиков. По последним данным согласованного решения от них еще нет.
В этом году как никогда, остро стоит вопрос финансового обеспечения реализации программы ГЖФ. Поэтому очень важное значение приобретает возможность привлечения дополнительных средств в программу ГЖФ по материнскому капиталу, субсидиям, выделяемым ветеранам и инвалидам Великой отечественной войны на улучшение жилищных условий.
Возможный объем привлекаемых средств по материнскому капиталу до 940 млн. рублей, соответствующая работа ГЖФ совместно с отделением Пенсионного фонда РФ по РТ уже начата. Исполнительные комитеты здесь также должны оказать помощь при составлении реального списка и заключения договоров с семьями, у которых родились вторые дети. ГЖФ должен в свою очередь окончательно утвердить механизм привлечения этих денег.
По ветеранам Великой отечественной войны, субсидии в сумме 222 млн. рублей в республику пришли еще в прошлом году. До конца 2009 года Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ еще планируется получить субсидии в сумме 576,4 млн. рублей из расчета стоимости 1 кв. метра жилья - 26200 рублей. Всего в 2009 году смогут получить субсидии не менее 1286 человек. Учитывая, что ветераны и инвалиды Великой отечественной войны на эти деньги могут купить только 22 кв. метра жилья в крупных городах и населенных пунктах (в сельской местности этих денег может хватить на покупку дома или квартиры), а то и меньше с учетом рыночной конъюктуры, имеет смысл привлечь максимальное количество участников в программу ГЖФ. При этом неоплаченную часть жилья могут выкупить их наследники, а ветераны смогут завещать им эти квартиры. В связи с этим ГЖФ необходимо предусмотреть в программе 2009 года целевые квоты для участников и инвалидов Великой отечественной войны, вдов погибших (умерших) участников войны, получивших жилищные субсидии.
Кроме того, Рустам Нургалиевич, прошу дать распоряжение Татарстанстату о реальном формировании ими цен на рынке жилья, так как 26 тыс. 500 рублей за 1 кв. метр - это стоимость 1 кв. метра, выведенная федеральными органами по формуле на основании данных Татарстанстата. Возможно, в эту усредненную сумму не нужно включать объемы и стоимость жилья по социальной ипотеке, так как это социальная программа и эти квартиры на рынок жилья не попадают. Также туда попадают объемы коммерческого жилья, отчетность по которым застройщики подают даже по ценам 2004 года (около 7 тыс. руб. за кв. метр). Такие отчеты Татарстанстат от застройщиков не должен принимать. Подобная статистика ведет к упущенной выгоде республики по привлечению средств из федерального бюджета.
Также ГЖФ необходимо продолжить совместно с министерством и исполкомами работу по привлечению средств по сертификатам, выделяемым по ФЦП «Жилище». За период с 2006 по 2008 года нашим министерством на эти цели в республику из федерального бюджета привлечено свыше 700 млн. рублей, в том числе:
290 млн. рублей на военнослужащих;
401 млн. рублей на «Чернобыльцев»;
5,5 млн. рублей на «Крайних Северян»;
19,5 млн. рублей на вынужденных переселенцев.
В настоящее время Министерством оформлено сертификатов на 75% суммы общего объема финансирования. Остаются неосвоенными 186,7 млн. рублей, в том числе 159,2 млн. рублей - средства, выделенные из федерального бюджета на улучшение жилищных условий граждан, уволенных с военной службы.
Основной причиной не освоения средств является неправомочное включение органами местного самоуправления граждан в число участников подпрограммы.
Например, в списки на получение сертификатов в 2006 году органами местного самоуправления включены 244 уволенных военнослужащих, из них лишь 53 мы смогли оформить сертификаты. Остальные 191 человек были исключены из подпрограммы, как не представившие необходимые документы или не имеющие право на получение субсидии. Цифры 2007 года еще более критичны - из 148 уволенных военнослужащих сертификаты получили всего 17.
То есть министерство прилагает все усилия для привлечения в республику наибольшего количества средств из федерального бюджета, но с учетом ненадлежащей работы органов местного самоуправления, выделенные средства не могут быть освоены.
В заявку на 2009 год министерством на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, включены:
30 граждан, уволенных с военной службы;
204 семьи граждан, участвовавших в ликвидации радиационных аварий и катастроф;
287 семьи вынужденных переселенцев;
172 семьи граждан, выехавших из районов Крайнего Севера;
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2008 года № 1996, Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы будет продлена до 2015 года.
Также хотелось довести до сведения, что с 2009 г. изменилась мера государственной поддержки в улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы. Получение сертификата планируется заменить предоставлением готового жилья.
Кроме того, в настоящее время у республики появилась возможность привлечения средств федерального бюджета и для граждан, увольняемых с военной службы, на жилищное обустройство которых в целом по России федеральным бюджетом выделено свыше 17 млрд. рублей.
По состоянию на 10 февраля этого года по программе 2006-2008 годов «Обеспечение жильем молодых семей и специалистов села», реализуемой в рамках национального проекта «Развитие АПК»:
было предусмотрено строительство домов для 5 тыс. 279 семей, выделено на эти цели 3 миллиарда 649 млн. рублей;
в том числе по 2008 году для 1 тыс. 714 семей, выделено - 1 миллиард 609 млн. рублей.
Все средства направлены в муниципальные районы. Из 5 тысяч 279 объектов:
- имеют 100% техническую готовность 3 тысячи 485 объектов, из них выдано разрешение на ввод 3 тысяч 407 объектов;
- представлено в ГЖФ 1 тысяча 579 свидетельств о регистрации с обременением на 328,4 тыс.кв. метров жилья.
На 2009 год по данной программе запланирован лимит финансирования в размере 1 миллиард 609 млн. рублей (РФ - 690 млн. рублей, РТ- 919 млн. рублей.). В бюджете Республики Татарстан утвержден лимит на сумму 525 млн. рублей.
Предварительно планируется построить 1 тысяча 132 дома.
Муниципальными районами республики на 2009 год представлены заявки с соответствующими документами на строительство жилья для 2 тысяч 55 семей.
Со стороны исполкомов требуется оперативное оформление всех соответствующих исходных документов, включая документы по земле, инженерным коммуникациям.
Программа «Обеспечение жильем молодых семей» по ФЦП «Жилище
Соглашением от 9 июля 2007 года № 1102-010/48-117 о реализации в Республике Татарстан Подпрограммы за счет средств федерального бюджета, предусмотрено:
- средства бюджета Российской Федерации - 315 млн. 847 тыс. рублей;
- средства бюджета Республики Татарстан 300 млн. рублей.
Суммарное бюджетное финансирование Подпрограммы в Республике Татарстан в 2008 году составило 615 млн. 847 тыс. рублей. Что позволит по прогнозу Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан предоставить субсидии на приобретение жилья 967 молодым семьям.
По состоянию на 10 февраля в рамках реализации Подпрограммы 2008 года муниципальным образованиям Республики Татарстан передано 530 бланков свидетельств на общую сумму 339 млн. рублей.
Однако у этой программы есть слабая сторона - молодые семьи должны рассчитаться за приобретаемые по программе ГЖФ квартиры полностью, и недостающую часть они должны внести сами, используя кредиты банка или же изыскать другие источники. Однако при сегодняшней ситуации получить кредиты даже у уполномоченного «АК БАРС» банка стало для молодых семей невозможным. В связи с этим прошу отдельно рассмотреть данный вопрос с целью использования всех вариантов помощи молодым семьям в противном случае ГЖФ должен предусмотреть в своей программе возможное выбытие данных ресурсов.
В качестве альтернативы, министерством предлагается вариант предоставления кредитов молодым семьям через механизмы классического ипотечного кредитования по стандартам АИЖК. В связи с этим ОАО «Ипотечное агентство РТ» необходимо проработать данный вопрос с АИЖК в феврале.
minstroy.tatar.ru