Стало известно, что деловые круги США обратились к администрации Обамы с призывом создать американо-российскую межправительственную комиссию. Цель - содействовать развитию двустороннего торгово-экономического сотрудничества. В такой межведомственной комиссии, возглавляемой на самом высоком правительственном уровне, должен быть широко представлен частный сектор. Об этом говорится в распространённом заявлении Американо-российского делового совета, представляющего интересы крупнейших компаний США. Как поясняется, речь идёт не о возрождении комиссии Гор-Черномырдин. Американские деловые круги говорят о создании принципиально новой структуры, во главе которой могли бы стать министр торговли США и один из вице-премьеров российского правительства. Одним из серьезных проектов может быть Программа малоэтажного строительства для малоимущих граждан. Такой подход может решить главный вопрос - как обеспечить в условиях кризиса создание в регионах условий для развития комплексного малоэтажном строительства и в том числе для малообеспеченных граждан?
Гарантом решения рассматриваемой задачи является повсеместный переход на единую для всей территории страны технологию малоэтажного строительства, по которой только в США в 2006 году от Аляски до Флориды введено более 1,5 млн. квартир и домов. При этом цена строительства 1-го кв.м. жилой площади ( включаящая затраты на внутриквартальные сети и благоустройство и затраты на индивидуальные установки отопления и горячего водоснабжения в доме или квартире ) составила порядка 70% от стоимости аналогичных зданий в России.
Кроме этого уменьшаются строительные и эксплуатационные затраты на коммунальную инфраструктуру за счет исключения из перечня объектов стр-ва котельных и теплотрасс, которые вообще отсутствуют в застройках. Переход на единую технологию, конкуренция и огромные объемы работ позволили США за более чем 50-ти летний период достигнуть высочайшей производительности труда при одновременном доведении конструкций до оптимальных параметров. Основу конструкции здания составляет высококачественный деревянный брусок 5х10 см., который путем различных конструктивных соединений превращается в стойку несущего каркаса, стойку и ригели перегородок, ферму, балку, лагу и т.д. Далее монтируются ДВП, чердачные фермы, сайдинги, утеплитель, сухая штукатурка, облегченная кровля с 30 летней гарантией и т.д. Сайдинги могут быть заменены на любые облицовочные материалы. Сегодня в США каталоги малоэтажных жилых зданий включают более 2000 архитектурно-строительных решений, отвечающих практически любым запросам заказчиков как по цене, так и по комфортности. Наиболее значительную роль в малоэтажном строительстве для малоимущих граждан в США занимают частные социальные жилые комплексы из многоквартирных домов с арендным заселением. В городах с населением порядка 50 тыс.чел. функционирует по 10-12 таких комплексов по 500 квартир в каждом.
( Более подробно см. журнал "ЖКХ и строительство" №3-4/2008 стр.16-25.)
Анализ показал, что расчетные осредненные стоимости строительства 1-го кв.м.зданий в докризисный период в привязке к российским условиям и с учетом обязательного внедрения ряда современных организационно-финансовых мероприятий могли составить:
- Частные социальные жилые комплексы из многоквартирных домов для
малоимущих граждан с арендным заселением (стоимость аренды до 4
дол./кв.м./мес.), по 500 квартир в каждом комплексе (~ 35 000 тыс.кв.м).
(Основные организационно-финансовые нововведения: обеспечивается за счет
кредитных средств безвозмездное участие мэрии в финансировании в размере
25% от стоимости строительства, доля застройщика - 75%; финансирование
социального (бывшего муниципального) стр-ва осуществляется из средств
Социального Ипотечного Кредита (СИК) выделяемого в указанных
пропорциях застройщику и мэрии под 6% годовых на 30 лет с
субсидированием ставки кредита сверх 6%; заселение должно производиться
по ордерам мэрии; изменение стоимости аренды - только по согласованию с
мэрией; погашение местными органами их доли кредита должно
обеспечиваться за счет передачи мэрии права взимания 100% налогов от стр-ва
и эксплуатации всех объектов построенных на средства СИК, включая
объекты малой стройиндустрии; за счет этой же статьи доходов мэрия
оплачивает остронуждающимся гражданам до 50% стоимости арендной
платы*)----------------------------------------------------------------------------------400 дол.
- Социальные одно или двухэтажные таунхаусы в многосекционных
зданиях на 6 - 10 семей, с встроенным одноместным гаражом в
каждой секции, с обустроенным подвалом, с каминной, со средней
стоимостью секции 70 -75 тыс.дол.* -----------------------------------------до 800 дол.
- Социальные одно или двухэтажные коттеджи с встроенным
гаражом на 2 машины, с обустроенным подвалом, с каминной,
со средней стоимостью 135 тыс.дол.* --------------------------------------до 1100 дол.
*В общей жилой площади не учитываются гаражи, подвалы, лоджии, балконы,
стенные шкафы, но затраты на их строительство включены в стоимость1-го кв.м.
- Градосоставляющие объекты (без стоимости оборудования):
здравпункты, сельские больницы, поликлиники, аптеки, школы,
библиотеки, торговые предприятия, рынки, оффисы, банки,
адмздания, клубы, кафе, рестораны и т.д.--------------------------------250 - 500 дол.
- Малые предприятия стройиндустрии и промышленности,
реммастерские ( строительная часть включая подкрановые пути с несущими
колоннами) стоимостью до 5 млн.дол. каждое и сроком монтажа оборудования в
готовых зданиях до 3-х мес-------------------------------------------------- 350 - 450 дол.
Предлагается:
1. Организовать к 3-му кварталу 2009 г. государственный консалтинговый холдинг " Малоэтажное строительство" с территориальными филиалами с функционированием до 2014 или 2015 года.
2. Обеспечить в течение 2009 г. и первой половины 2010 г. закупку на американском рынке и доставку в согласованные сроки в российские порты россыпью в пакетированной заводской упаковке материалов и необходимого оборудования для малоэтажного строительства на объем ввода порядка трех миллионов социальных квартир и домов и соответствующего объема градосоставляющих и промышленных объектов. Договора заключить по стабильным на весь период их действия ценам поставки, сложившимся на рынке в момент заключения договоров. (В настоящее время цены снизились на ~18% и при сохранении этой тенденции к середине года следует ожидать пика снижения цен до 25%.)
Прибывающие в порты грузы необходимо размещать на припортовых Комплектовочных базах поставщика, где затем на основании заказов застройщиковформируются объектные комплекты из наличных 100-120 видов изделий с последующей их отгрузкой на стройплощадки.
Оборудование поставляется, в основном, в собранном виде и передается в монтаж подрядчику так же как и материалы только в заводской упаковке. Претензионная работа проводится застройщиками с администрацией Комплектовочной базы, которая напрямую связана с заводами-изготовителями. Территориальное размещение и количество припортовых Комплектовочных баз от Мурманска до Владивостока устанавливается в привязке к планируемой транспортной схеме доставки грузов в регионы.
3. В этот же период должны быть разработаны и утверждены планы
малоэтажной застройки по регионам, а так же составлена схема
размещения базовых наборов малых предприятий стройиндустрии и сроки
их строительства, что позволит подготовить сводный план развития малой
стройиндустрии, заказать поставку технологического оборудования и
установить дату перехода на полное обеспечение малоэтажного
строительства отечественными материалами, изделиями и оборудованием и
дозаказать возможный дефицит.
4. Обеспечить по ведущим регионам в первом полугодии 2010 года начало строительства пионерных жилых комплексов для малоимущих и в целом за 2010 г.обеспечить необходимый задел строительных работ во всех регионах имея в виду своевременно выработать запасы импортных материалов на Комплектовочных базах к 2013 году и в этом же году завершить по стране ввод первых трех миллионов социальных квартир и домов.
5. За 2010-2011 годы разработать план полной переориентации к 2014 году (на базе льготного финансирования производителей) действующих в регионах средних и малых предприятий стройиндустрии на выпуск изделий отвечающих единой технологии малоэтажного строительства и одновременно для покрытия дефицита начать строительство новых малых предприятий стройиндустрии группируемых по территориальному признаку в базовые наборы, каждый из которых закрывает потребности строительства порядка 250 тыс.кв.м/год. Суммарная мощность создаваемой отраслевой малой стройиндустрии должна обеспечить начиная с 2014 года ежегодный ввод на базе изделий отечественной промышленности одного миллиона социальных квартир и домов и расчетного количества градосоставляющих и промышленных объектов.
6. К 2010 году организовать обучение кадров строителей в связи с переходом на единую технологию малоэтажного строительства.
Выводы.
• Настоящее Предложение позволяет гарантированно осуществить до 2013 г. на базе зарубежных и отечественных поставок строительство по доступным ценам без привлечения бюджетных ассигнований порядка 3 млн. социальных квартир и домов и обеспечить с 2014 года ежегодный ввод на базе отечественной стройиндустрии 1 млн.квартир и домов. Кроме того, по рекомендуемой технологии представляется целесообразным рассмотреть строительство военных городков, казарм и др. объектов Минобороны.
• В 2009-2010 г.г. целесообразно заключить с США и Канадой договора на поставку по действующим на этот момент ценам материалов и оборудования на объем малоэтажного строительства 2010-2013 годов.
• Оценочный объем потребных кредитных средств для строительства собственно социального жилья, с учетом затрат на сети и благоустройство в границах территории застроек, составит до 2013 года (в докризисных ценах):
- 2,0 млн.квартир в жилых комплексах-----------56 млрд.дол.
- 0,5 млн.таунхаусов----------------------------------35 млрд.дол.
- 0,5 млн.коттеджей-----------------------------------67 млрд.дол. * То же для модернизации и нового строительства малых предприятий
стройиндустрии: ------------350 базовых наборов х ~30 млн.дол.= ~10 млрд.дол.
или в среднем за период с 2010 г. по 2013 г. ежегодно потребуется осваивать до 47 млрд. дол. кредитных средств, что позволит гарантированно решить на уровне комфортности 21 века самую востребованную и наиболее дорогостоящую социальную проблему регионов практически без привлечения бюджетных ассигнований используя только кредитную схему финансирования. С учетом освоения необходимых государственных вложений в коммунальную инфраструктуру, которая должна закрыть потребности застроек в воде, газе, электроэнергии, ливневой и фекальной канализации, связи и дорогах, проблема приведения лица России в соответствие с требованиями 21 века будет с успехом решена.
Если исходить из того, что расходы на эти цели, с учетом отказа от строительства котельных и теплосетей, не превысят 30-35% от приведенных выше затрат на строительство собственно жилья, то бюджетные расходы на эти цели составят-----------------------------------------------------------------50-60 млрд.дол.
• Не следует исключать благоприятной политической составляющей
настоящего Предложения учитывая, что предполагается многомиллиардная закупка в кризисный период продукции отрасли, находящейся в США в наиболее неблагоприятной ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Соображения по перечню и распределению между странами- поставщиками импортируемых и отечественных материалов и оборудования в обеспечение объемов строительства 2010-2013 г.г.
2.Некоторые экономические показатели Предложения.
3."Инженерно-экономические предложения по совершенствованию практики малоэтажного строительства в России ". Журнал " ЖКХ и строительство "
№3-4/2008 стр.16-25.
Amics Interprises,Inc Y. Abramson.
Rochester,NY,USA Feb. 2009.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
( 585 )265-4191
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Соображения по перечню и распределению между странами- поставщиками импортируемых и отечественных материалов и оборудования в обеспечение объемов строительства 2010-2013г.г.
Распределение поставок основных материалов, изделий, конструкций и
оборудования между сторонами участниками строительства
( для обсуждения).
Условные обозначения:
Российские поставки........................+
Американо-канадские поставки......*
Подлежит рассмотрению.................?
Раздельные поставки...................... .+ 10% * 90% (10% российские и 90%
импорт).
А. Внутриквартальные сети, дороги, площадки; вертикальная планировка и благоустройство.
1.Кабели для всех систем....................................................................... ?
2.Колодцы всех видов в сборе............................................................... +
3.Песок, щебень, товарный бетон, сухие смеси, сборный бетон,
указатели, дорожные и прочие знаки, почтовые ящики...................+
4.Все материалы, изделия, трубы для подземных и открытых
сетей водопровода, пожводопровода, канализации,
прокладки электро-TV-слаботочных кабелей, системы
газоснабжения ......................................................................................?
5.Уличные пожгидранты.........................................................................*
6.Наружная пожсигнализация (звуковая)..............................................+50% *50%
7.Система наружного освещения территории комплекса....................+
8.Изделия и материалы для элементов благоустройства,
спортплощадок, открытого бассейна, зеленые насаждения............ +
Б.Строительная часть зданий и сооружений ниже отм.0.
1.Сборный бетон, сухие смеси,товарный бетон
для фундаментов и подвалов............................................................... +
2. Сетчатые конструкции кладовок для жильцов в подвалах...............+
3.Металлическая несущая балка перекрытия........................................+
4 Консрукции перекрытия подвала, черный пол 1-го этажа,
лестница......................................................................................................+
5.Разводка всех сетей в подвалах, двери и окна, освещение, вентиляция,
лакокрасочные материалы....................................................................+60% *40%
В.Строительная часть выше отм.0
1.Комплекты деревянных (либо легких металлических)элементов для несущих и ограждающих конструкций наружных и внутренних стен с верхней и нижней обвязкой, элементами террас, порчей, эркеров, крылец и т.д...............*
2.Наружная тканевая изоляция стен........................................................*
3.Наружняя отделка домов сайдингами...................................................*
4. Теплоизоляционные материалы...........................................................*
5. Гипсолит.................................................................................................+
6.ДВП и ДСП, включая полки стенных шкафов.....................................+50% *50%
7.Комплектующие для сборки ферм и элементов чердака.....................*
8.Металлические входные двери, раздвижные двери стенных шкафов,
внутренние двери в сборе с обналичкой, ручками,замками...............+20% *80%
9.Окна всех видов в сборе, стеклянные раздвижные двери
лоджий, противомаскитные сетки..........................................................?
10.Ленолиум ................................................................................................+50% *50%
11.Карпет в подъездах и квартирах............................................................+20% *80%
12.Мягкая сплошная прокладка под ковровым покрытием пола..........?
13.Пластиковый плинтус (клейкая полоса) на стыке стен и пола...........?
14.Пластиковая отделка над ванной (объемная) либо
кафель....................................................................................................... +
15.Все виды лакокрасочных материалов, жидкая изоляция..................+10% *90%
16.Деревянные ограждения лоджий и входов в таунхаузы......................+
17.Материалы кровельного покрытия........................................................*
18.Электроразводка 220v..........................................................................+80% *20%
19.Комплектующие лестниц ....................................................................+80% *20%
20.Разводка отопительной и газовой систем...........................................+15% *85%
21.Комплектующие стационарной кухонной и ванной мебели.............+20% *80%
22.Вспомогательные стационарные приспособления в кухнях
и ванных комнатах (полочки,вешалки,шкафчики, приспособления
лля занавесок в ванной, карнизы для оконных занавесов,
зеркала, принудительная вентиляция и т.д.)........................................+
Г. Основное оборудование.
1. Понизительная трансформаторная подстанция комплекса в сборе....*
2. Внутриквартальные трансформаторы....................................................*
3. Оборудование и конструкции открытого бассейна...............................?
4. Электрооборудование тепловых пунктов; распределительные
щиты и счетчики, электрооборудование слаботочных систем.............*
5. Измерительные приборы учета потребления
(водомер, учет потребления газа и э/энергии)....................................... *
6. Основное оборудование тепловых пунктов (отопление и горячее
водоснабжение) в комплекте с баками-аккамуляторами, насосами, рзводящими сетями и запорной арматурой..........................................*
7. Сантехническое оборудование в кухнях и туалетах, ванные, терморегуляторы, отопительные приборы и т.д ............+10% *90%
8. Подвесные микроволновые плиты, посудомоечные машины,
измельчители на стоке, холодильники 2-х камерные, газовые (электро) плиты...............................................................................................+20% *80%
9. Системы домофонов, спецзамков на входных дверях и
другое.оборудование не учтенное в п.п.1-9.................................+50% *50%
10. Комплекты электро и пневмооборудования технических
служб эксплуатации для ремонта автотранспорта, сантехники,
канализации, электрики, уборки мусора, ухода за территорией
застройки и газонами, уборки снега, текущих и плановых ремонтов квартир, малярных работ и т.д......................................................................+20% *80%
11. Оффисное оборудование, радио-телеф. внутр.связь. ............................*
12. Автотранспорт, электрокары, тракторы со сменным навесным
оборудованием, самоходная техника различного назначения..............*
13. Мебель для офиса.......................................................................................+
14. Оборудование постирочных, мусорные контейнеры.............................*
15. Комплект борудования для централизованного приема
саттелитового TV и кабели разводящей сети к зданиям комплекса.....*
16. Комплекты оборудования малой механизации строительных бригад..*
Приложение 2. Некоторые экономические показатели Предложения.
Рекомендуется профинансировать импорт материалов и оборудования в 2009-2010 г.г. для строительства в 2010-2013 годах 3 млн. социальных квартир и домов с поселковыми и городскими культурно-бытовыми объектами используя следующую схему:
Россия представляет американо-канадской стороне Государственные гарантии в обеспечение выделяемых в 2009 и 2010 годах кредитов (на условиях ипотечного кредитования) для закупки материалов и оборудования на объем работ 2010-2013 годов. Гарантии представляются при условии согласия поставщика на поставки полного объема материалов и оборудования на весь период действия контракта по ценам действующим на момент его заключения.
С российской стороны сводный контракт подписывает холдинг "Малоэтажное строительство". Согласование графиков пообъектных поставок с американских припортовых Комплектовочных баз ( размещенных на территории России), ответственность за оплату, а так же своевременная готовность стройплощадок для приемки материалов и оборудования - за бизнес-объединениями регионов. Материалы и оборудование для строительства социального жилья и предприятий малой стройиндустрии таможенными пошлинами не облагаются. Начало погашения кредитов должно предусматриваться не ранее 2012 года.
Оценочный объем необходимых зарубежных кредитов в обеспечение поставок импортных материалов и оборудования:
А. Социальное жилищное строительство.
1. 2 млн.квартир в жилых комплексах.
*Пакетированные материалы россыпью в заводской упаковке на выходе с
припортовых Комплектовочных баз -25% от сметной стоимости стр-ва.
2 млн.квартир х 70 кв.м.х400 дол./кв.м. х 0,25 =14 млрд.дол.
*Оборудование в сборе в заводской упаковке, со шкафами управления, с
конструктивными элементами для подключения и разводки по сетям, с
запорной арматурой и т.д.на выходе с припортовых Комплектовочных баз -
14% от сметной стоимости стр-ва.
2 млн.квартир х 70 кв.м. х 400 дол./кв.м. х 0.14 = 8 млрд.дол.
2. Социальные таунхаусы.
*Пакетированные материалы россыпью в заводской упаковке на выходе с
Комплектовочных баз - 25% от сметной стоимости строительства.
0,5 млн. квартир х 75 тыс.дол./квартира х 0,25 = 9,5 млрд.дол.
* Оборудование таунхаусов в сборе и в заводской упаковке на выходе с
Комплектовочных баз - 12% от сметной стоимости стр-ва.
0,5 млн.квартир х 75 тыс.дол. х 0,12 = 4,5 млрд.дол.
3. Социальные коттеджи.
* Пакетированные материалы...........- 25% от сметной стоимости стр-ва.
0,5 млн.коттеджей х 135 тыс.дол./коттедж х 0,25 = 17 млрд.дол.
*Оборудование коттеджей.................- 11% от сметной стоимости стр-ва.
0,5 млн. коттеджей х 135 тыс.дол. х 0,11 = 7,4 млрд.дол.
Т.о. оценочный объем кредитов необходимых в обеспечение импортных поставок материалов и оборудования для социального жилищного строительства в докризисных ценах составит порядка 61 млрд.дол. При заключении договоров в 2009 и начале 2010 года потребный объем кредита может сократиться за счет падения цен в период кризиса на 20% до 47-48 млрд. дол.
Б. Строительство малых предприятий стройиндустрии.
Если исходить из необходимости достигнуть в 2014 году ежегодных вводов малоэтажного жилья в объеме 0,6 млн.квартир и по 0,2 млн. коттеджей и таунхаусов , т.е. обеспечивать постоянным жильем (не считая дачного строительства) 1 млн.семей в год, то только на эти цели при односменной работе потребуется ввести в эксплуатацию новых и модернезировать действующих предприятий суммарной мощностью порядка 90млн.кв.м./год. или создать до2013 г.
350 базовых территориальных комплексов средней мощностью каждого
250 тыс.кв.м./год. В составе комплекса, в зависимости от местных условий, возводятся от 5 до 8 малых предприятий средней стоимостью до 5 млн.дол., из которых стоимость современного импортного оборудования, включая пуско-наладку, составляет ориентировочно 3,5 млн.дол. Поэтому, если исходить из того , что весь объем комплектации строительной части базовых комплексов будет производиться с местных предприятий, то объем импорта коснется только комплексных поставок технологического оборудования. Ориентировочная осредненная стоимость оборудования на один базовый комплект составит 25-30 млн.дол. Таким образом обеспечение необходимого объема импортных поставок технологического оборудования (до начала выпуска на лицензионной основе отечественного оборудования) потребует выделения кредитов на сумму:
350 х 25-30 млн.дол.= 8.75-10,5 млрд.дол.
Итого необходимый объем зарубежных кредитов в обеспечение покрытия расходов на поставку импортных материалов и оборудования для ввода до 2013 года 3-х миллионов социальных квартир и домов, объектов стройиндустрии мощностью 1 млн. квартир и домов в год, а так же материалов для строительства градосоставляющих объектов, военных городков и т.д. составляет несколько более 60-65 млрд.дол.
Следует отметить, что переход на единую технологию строительства с одновременным привлечением зарубежных кредитов впервые позволит уверенно рассчитывать на решение социальной проблемы, которая уже около 100 лет не находит своего решения и при этом решить на таком комфортном уровне, который полностью отвечает требованиям 21 века.
Помимо этого, учитывая необходимость скорейшей ликвидации последствий экономического кризиса, необходимо отметить серьезное влияние малоэтажного строительства на создание новых рабочих мест . Если принять затраты труда строителей на одну квартиру (дом) равными как минимум одному человекогоду и в смежных отраслях не менее 1,2 чел./год/квартиру, то только ежегодное строительство 1-го млн. единиц социального жилья создаст порядка 2,2 млн. рабочих мест (бригада из 4-х чел. вводит в год по 3 ед. осредненного жилья).
Для обеспечения материалами строительство градосоставляющих и прочих объектов стройиндустрия переводится на 2-х сменный режим работы.
Начало погашения кредитов мэрией и владельцем жилого многоквартирного комплекса должно предусматриваться через 6 мес. после ввода комплекса в зксплуатацию и по предприятиям стройиндустрии - по истечении нормативного срока выведения объекта на проектную мощность.
АMICS ENTERPRISES, Inc Feb. 2009г.
Rochester,NY,USA.
Разработчик Y.Abramson
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
(585)265-4191