Проблема жилья в России начинает приобретать новый статус, и недолго задержавшись в виде многих федеральных программ, рискует стать новым политическим хитом.
Жилой фонд России составляет почти 3 млрд. м2, это около 20 м2 на душу населения и по этому показателю мы уверенно отстаём от всего развитого мира. Его качество и эксплуатационные характеристики критикуют все, но вот действенных мер по улучшению ситуации не предпринимается. Программы решения жилищной проблемы есть, вот только нет в них системного порядка и они не успевают за естественным процессом выбытия жилого фонда по разным причинам и роста потребности населения в комфортном, современном, энергоэффективном жилье. Сегодня добавилась ещё одна проблема, которая в ближайшей перспективе просто поставит на колени счастливых обладателей квартир и домов. Речь идёт о росте тарифов на энергоносители. Именно эта проблема станет главной в ближайшие годы и превратит ещё милые и желанные квадратные метры жилья в свирепых и ненасытных грабителей. Жилой фонд представлен 34 млн. квартир или 68% от общей площади и 16 млн. индивидуальными домами и при этом 85,6% всего жилого фонда находится в частной собственности. Это намного больше, чем в развитых странах ((Германия - 46%; Швеция - 38%; Австрия - 40%). Наши владельцы жилья не в состоянии финансировать его содержание и ремонт, что вызывает дополнительные сложности в его эксплуатации. В России практически отсутствует институт социального и арендного жилья. Всё в сумме и определяет общую мрачную картину.
Где выход? Видимо не надо искать решение в одном ответе и причина не одна, они копились многие годы, создавались не одним поколением и требуют не просто перестановки приоритетов, а системной работы. Есть примеры сегодняшних достижений в градостроительстве, но Россия это не только крупные города и мегаполисы, это тысячи городов, городков, сёл и станиц, а там полная деградация в жилищном строительстве, развал местной стройиндустрии и упадок инфраструктурного обеспечения.
Как панацея звучат призывы строить малоэтажное жильё и для этого есть аргументы, вот только одних призывов мало, нужны системообразующие действия. При кажущейся простоте здесь есть свои «камни». Если само жильё можно построить дешевле, то инфраструктурное обеспечение станет весомыми затратами. Регионы давно разучились решать такие сложные задачи, больше ждут действий от бизнеса, но это не нефть и газ, здесь бизнес придёт только к готовому пирогу. Поэтому не обойтись без взаимного движения и государственно – частного партнёрства. Для координации и управления процессом нужен федеральный штаб, так как сегодня координатора и инициатора решения такой задачи нет. Пора перестать надеяться на «рынок», пора научиться сочетать государственные задачи и интересы бизнеса. Еще можно собрать остатки былой мощи строительного комплекса, но очевидно, что индустрию малоэтажки надо создавать заново, с учётом современных технологий, требований к жилью и стоимостных параметров. Надо изначально ориентироваться на заводское домостроение, высокопроизводительные и современные производства и квалифицированный труд. Россия уже проходила подобный путь в годы индустриализации, когда были созданы многочисленные ДСК, которые возводили миллионы м2 быстровозводимого жилья. Некоторые эти дома и сегодня входят в статистику жилого фонда России. И это было во времена тотального контроля со стороны государства за процессом и «продукт» это не портило.
В России сегодня есть примеры высокотехнологичных производств жилья повышенной заводской готовности, с хорошими и конкурентными качествами, с улучшенными характеристиками по экологии и энергоэффективности и они могут стать основой для создаваемой индустрии. Для выбранных технологий нужно производство соответствующих материалов и комплектующих, а это тысячи новых предприятий. Производство должно быть ориентировано на возобновляемые ресурсы России, на потребление комплектации отечественного производства. При огромных объёмах необходимого жилья, это может стать стимуляцией для экономики регионов. Именно энергоэффективность и экологичность малоэтажного жилья должна быть основой программы по созданию индустрии и основным качественным показателем. Только энергоэффективный дом можно обеспечивать альтернативными видами энергии, используя природные ресурсы и существенно снижая затраты на эксплуатацию жилья. Менталитет наших сограждан с трудом воспринимает новые технологии домостроения и экономическая целесообразность будет хорошим стимулом для его пересмотра. Индустрия, без энергоёмких производств, рынок труда для квалифицированных рабочих, снижение затрат на содержание жилья в итоге дадут экономический импульс развития для регионов, а вложение свободных денег в жильё – снижение инфляции.
Создаваемая индустрия должна решать и задачу строительства школ, детских садов, медицинских пунктов, санаториев и других, необходимых в регионах общественных зданий.
Однако ни одна технология не решит главный вопрос – вопрос финансирования. Здесь не обойтись без участия государства, но учитывая размеры необходимого финансирования, задействовать потенциал граждан необходимо. Инфраструктурные затраты, это забота государства и регионов. С проблемой финансирования строительства жилья, сложнее. Ипотека на территории малоэтажки не основной инструмент и здесь необходим институт взаимного кредитования граждан. Есть опыт жилищных накопительных кооперативов. В больших городах он имеет проблемы, а вот для малоэтажного строительства, когда сроки строительства объектов месяц – два, может стать решающим. Есть опыт администрации Оренбургской области, где помощь на строительство жилья выдают в виде кредита под 2% годовых на десять лет. Синтез этих финансовых технологий может стать прорывным для российских регионов. Желающий построить жильё вступает в ЖНК, накапливает 30%, нужной, для строительства жилья суммы, 30% получает от кооператива на 3 года под 3% годовых и 40% получает в виде возвратной субсидии под 3% годовых на 7 лет, с отсрочкой возврата на три года. Условия выделения субсидии каждая администрация определяет сама.
Попутно может решиться задача формирования гражданского общества, ЖНК будет являться общественным контролёром за действиями чиновников, за порядком и эффективностью расходования бюджетных средств и качеством строительства.Руководитель подкомитета малоэтажного строительства Российского Союза Строителей (ОМОР РСС) Бондаренко В.И.
22 марта 2013 года.
Контакты:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тел. 8 (918)435-2392