Перспективы автотуризма в России: 1 % – приговор или только начало?
Согласно оценкам аналитиков, на сегодняшний день доля автопутешественников по отношению к общему внутрироссийскому турпотоку составляет всего 1 %. Цифра в полном объёме иллюстрирует состояние индустрии автотуризма в России, который развивается по формуле «не благодаря, а вопреки».
Основные факторы, тормозящие процветание отрасли, лежат на поверхности: отсутствие организованной инфраструктуры и, как следствие, небезопасность самих путешествий.
Вадим Дашук, вице-президент МОО «Лига караванеров», в январе 2018 года на заседании Московской торгово-промышленной палаты озвучил такие цифры: в России существует только четыре кемпинга для автотуристов, обустроенных по всем принятым стандартам. Для сравнения: в странах Европейского союза подобные стоянки располагаются почти на всех дорогах через каждые 50 км. «По оценкам экспертов, в Европе ежегодные доходы от караванинга (автотуризм с проживанием в автофургонах) составляют 19 миллиардов евро. Потенциал развития этого направления в России огромный: мы можем принимать до 5,5 миллиона экипажей каждый год. Однако сейчас этот показатель не превышает 1,5–2 тысяч экипажей»,– приводит данные руководитель Ростуризма Олег Сафронов.
Ещё в 2016 году при Ростуризме была создана рабочая группа, задачей которой было раскрытие потенциала автомобильного туризма в России. Но дальше обсуждений дело пока не идёт. Поэтому решать вопросы, связанные с организацией ночлега, обеспечением безопасности и сохранности своего имущества в условиях дикого автотуризма, автопутешественникам приходится самостоятельно.
Две основные угрозы – угон машины и кражи. Для защиты автомобиля от краж существует множество систем. Но проблема в том, что ни одна из них не способна предотвратить кражу вещей из багажника или автобокса, который устанавливается на крышу машины. На форумах автотуристов темы о вскрытых автобоксах и утраченных вещах не редкость. Российские производители, следуя за спросом на более надёжные запирающие системы оборудования для автотуристов, начинают подыскивать производителей комплектующих не только внутри страны, но и в Европе. Подтверждением этой тенденции служит то, что лидирующие в данной области бренды ежегодно фиксируют рост продаж.
«С момента выхода на российский рынок в 2015 году наши поставки систем замыкания для багажников и багажных кофров растут в среднем на 15 % в год, – рассказывает ЯнушКулета, ДиректорEuro-Locks, одного из ведущих европейских производителей запирающих систем. – В текущем году динамика такова, что запланирован двойной рост – на 36 %, а до конца 2019 года – на 42 %».
Такие активные контакты с европейским рынком в данном случае весьма логичны. Во-первых, ведущие бренды готовы заключать контракты на поставку– с указанием допустимого количества брака на партию продукции (ppm, partspermillion). Во-вторых, их база конструкторских решений мультивариативна. Что это значит?
Например, в системах для замыкания автобоксов С044/С045 уже упомянутого бренда Euro-Locks число доступных комбинаций составляет 2000. То есть в пределах партии из 2000 замков ни один из них не откроется другим ключом из этой же партии. Три комбинации «земля – воздух»: KTP (с одинаковым номером ключа для всех замков); KTD (с индивидуальным номером ключа для каждого замка); KTDS – так называемые номерные наборы, когда в пределах одного из них производятся ключи с одинаковыми кодами, а в пределах группы наборов – с разными. Подобные решения позволяют проектировать запирающие системы разной сложности.
Федеральная целевая программа по развитию туризма в РФ на 2019–2025 гг. только разрабатывается. И вопросы надёжности систем, обеспечивающих сохранность имущества автотуристов, будут актуальными ещё долгое время. Несмотря на то, что звучат обещания уделить в программе особое внимание именно автотуризму, далеко не факт, что все заявленные мероприятия будут реализованы. При этом количество автопутешественников в России неуклонно растёт – одно лишь открытие в мае 2018 года движения по Крымскому мосту увеличило поток автотуристов на Кубань на 22,5 %. По заявлению губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, показатель возрос с 6,2 млн до 8 млн человек.
Сегмент рынка автобоксов и других аксессуаров для автотуризма последует за увеличением турпотока. На этом направлении отечественная продукция, произведённая с использованием передовых технологий и оснащённая надёжными комплектующими, имеет все шансы потеснить западные аналоги.
Euro-LocksSp. z o. o. (http://www.euro-locks.com.ru/) является частью группы компаний Lowe&Fletcher, занимающейся проектированием, производством и поставкой замков клиентам из разных стран мира. Фирма была основана в 1889 г. и за более чем вековую историю приобрела богатый опыт, сохранив при этом формат семейной компании. В настоящее время компания специализируется в производстве запирающих систем, предназначенных для различных отраслей промышленности, а заводы группы производят более 60 миллионов изделий ежегодно.