Богатые тоже плачут: дорогому жилью “не идет” отделка!
С 1 марта 2025 года в силу вступил приказ Минстроя, определяющий минимальные требования к отделке новостроек.
Однако данная инициатива учитывает только нижнюю планку качества для жилья эконом- и комфорт-класса, тогда как в высокобюджетных сегментах первичного рынка требования к отделке иные, а недовольных не намного меньше. Согласно опросу первой в России сертификации качества новостроек Urban Grade, в массовом сегменте качеством квартир недовольны 93% новоселов, а в бизнес- и премиум-классе этот показатель составил 84%.
Согласно ранее проведенному опросу Urban Grade, 93% новоселов столкнулись с теми или иными недочетами в квартирах, и только 7% сказали, что все в их новом жилье было идеально. Чаще всего покупатели новостроек недовольны дефектами окон — 72% опрошенных выбрали этот вариант, 37% дольщиков отметили кривые стены и пол, 35% — плохую вентиляцию, 22% — протечки в новом доме, 20% — проблемы с дверными конструкциями и 10% — неполадки с электричеством.
Согласно свежему опросу Urban Grade, в более дорогих ценовых сегментах процент недовольных качеством квартир в новостройках несколько меньше, хотя все равно достаточно высок: 84% покупателей заявили о тех или иных недостатках сданного жилья. Чаще всего новоселы в домах бизнес- и премиум-класса разочарованы качеством и уровнем выбранных застройщиком финишных отделочных материалов (керамической плиткой, напольным покрытием, обоями) — об этом заявило 75% опрошенных.
Стандартная ситуация, когда ожидания покупателя после просмотра визуализаций будущей квартиры не совпали с той реальностью, которую он увидел, получив ключи от квартиры. Причем уровень насмотренности и далеко не первое приобретение недвижимости состоятельными россиянами позволяет им легко определить, что вместо испанской плитки и итальянского паркета застройщик сэкономил и установил более дешевые и менее качественные китайские аналоги. К слову, договор долевого участия оставляет за девелоперской компанией такое право — в рамках установленных параметров заменить прописанные отделочные материалы на их аналоги. Это практически исключает для дольщика возможность взыскания неустойки, поскольку доказать в суде, что выбранный застройщиком аналог вовсе не так хорош, как обещанный материал, практически невозможно.
“Требования к минимальному уровню отделки важны не только для массового сегмента, но и для более дорогих классов. В бизнес- и премиальном жилье покупатели не реже сталкиваются с недостатками финального ремонта от застройщиков, а чек покупки выше, и обходится устранение дефектов в таком случае гораздо дороже. На рынке давно назрела необходимость введения на законодательном уровне единой сертификация жилья с учетом особенностей каждого класса. Сейчас в России действуют только нормативы по нижней границе качества для новостроек, однако этого недостаточно, поскольку в высокобюджетных сегментах застройщики порой вводят потребителей в заблуждение, искусственно завышая класс реализуемого жилья и, как следствие, стоимость предложения, создавая нереалистичные визуализации и давая невыполнимые обещания”, — отметила Ольга Хасанова, CEO и учредитель премии Urban.
Также среди “разочарований” покупатели новостроек бизнес- и премиум-класса отметили дефекты системы “умный дом” — 67% респондентов столкнулись с тем, что система или совершенно не функционирует, или не работает часть опций, или невозможно интегрировать ее со смартфонами владельцев. Почти столько же потребителей — 66% остались не удовлетворены качеством инженерных систем, в первую очередь, вентиляцией. Например, застройщик отказался от дорогостоящей приточно-вытяжной вентиляционной установки и климат-системы и оставил только стандартное кондиционирование без притока и очистки воздуха с улицы.
Менее разочарованы состоятельные покупатели в качестве установленных девелопером входных и межкомнатных дверей, а также стеклопакетами – 34% и 27%, соответственно. Чаще всего застройщикам удается оправдать ожидания новоселов в отношении сантехники: ей недовольны только 23% опрошенных.
“Конечно, в сравнении с такими вопиющими дефектами квартир в новостройках массового сегмента, как неровные стены, щели в окнах или замурованные вентиляционные отверстия, недочеты отделки в низкобюджетным классах не делают объект непригодным для проживания. Однако отделка в дорогих сегментах — это +20-25% к стоимости лота, коммуникальные платежи в среднем тоже дороже на 20-30%, а устранение дефектов может обойтись новоселу в большую сумму. Никто не хочет переплачивать за воздух и невыполненные обещания, во многом поэтому отделка в бизнес- и премиум-классе до сих пор мало популярна. В столице всего 9,2% предложения в бизнес- и премиум-классе реализуется с финишной отделкой. Хотя практика других стран, например, США или Турции показывает, что недвижимость любого уровня практически всегда сдается с качественной, соответствующей классу отделкой, что позволяет людям сэкономить деньги и время на ремонте своими силами, включить отделку в тело ипотечного кредита и освободить себя и окружающих от неудобств, связанных с ремонтом. Думаю, пришло время взяться за качество отделки и в высокобюджетных новостройках, чтобы люди поверили в этот формат”, — резюмировала Ольга Хасанова.
О развитии подростковой и детской инфраструктуры!