Стимулировать спрос помогут законодательные инициативы и работа над качеством продукта, заявил гендиректор Urban Group в рамках MIPIM-2016.
Сегодня на рынке первичной недвижимости объем спроса на 30% ниже объема жилищного строительства, на который вышла отрасль в последние годы. Об этом в рамках экспертной сессии MIPIM-2016 сказал Андрей Пучков, президент Ассоциации застройщиков Московской области, генеральный директор Urban Group.
По его словам, на сегодняшний день для девелоперов остро стоит вопрос стимулирования спроса. Эффективные меры по господдержке ипотеки спасли жилищное строительство от коллапса, но их недостаточно для поддержания набранных темпов строительства, считает Андрей Пучков. Как минимум 15 процентов жилья будет не востребовано населением.
«В условиях высокой конкуренции серьезным катализатором спроса было бы снижение стоимости жилья – не за счет демпинга или опасного снижения маржинальности, а за счет так называемой «инвестиционной себестоимости», в состав которой входят затраты на подключения к инженерным сетям, строительство социальных объектов и дорог, запредельные проценты по кредитам, затраты на соблюдение уже никому не нужных нормативов типа инсоляции. Все это требует глубоких институциональных изменений и поддержки со стороны государства, но благодаря этому можно достичь снижения себестоимости на 20 процентов», - заявил он.
Также дополнительным фактором, который может оказать серьезное воздействие на повышение спроса, по мнению Пучкова, является повышение качества продукта. «Наша отрасль действительно серьезно отстала от потребностей современного человека. Мы недооцениваем количество спроса, который не выходит на рынок просто потому, что продукт не отвечает его представлениям и пониманию жилья», - отмечает он.
Так, например, в «Урбан Групп» рыночная стратегия, которая учитывает изменение структуры спроса, позволяет наращивать объемы продаж даже по сравнению с докризисными при цене на 20% превышающей среднюю по рынку.