Мост в будущее: сможет ли Россия самостоятельно реализовать «дорожный» нацпроект?
Что мешает строить мосты? Проблемы и решения реализации «дорожного» нацпроекта!
Разведут ли мосты? Стало ли мостостроение ахиллесовой пятой «дорожного» нацпроекта!
С конца 2018 года, когда стал реализовываться национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в России начались возведение и модернизация 176 крупных дорог и мостов, а также нескольких сотен небольших мостовых переходов. Но мостостроение — крайне сложная сфера, где ещё до недавнего времени была высокая зависимость от иностранных технологий и материалов. Смогут ли российские производители в условиях «адских» санкций обеспечить достаточный для реализации инфраструктурных замыслов темп и реализовать намеченные цели к заявленному в проекте 2024 году?
Основания для опасений есть, и они предсказуемо связаны с импортозамещением. Выступая на Новосибирском транспортном форуме, помощник российского президента Игорь Левитин отметил, что запчасти для дорожной техники на 50 % импортируются, что вынуждает искать либо новые пути поставки, либо отечественные аналоги.
Однако участники рынка настроены более оптимистично. Например, производители металлоконструкций для мостовых переходов не видят серьёзных проблем в реализации дорожных проектов в России, несмотря на то что и у них доля импортного оборудования для производства высока.
«В производстве металлоконструкций и сопутствующей продукции, в том числе для мостостроения и дорожной инфраструктуры, — уверен Алексей Можный, коммерческий директор по компонентным продажам ГК «Венталл», ведущего российского производителя металлоконструкций, — риски нехватки расходных материалов и оснастки существенно снизились за прошедшее с начала кризиса время. Мы и наши контрагенты уже выстроили необходимые финансово-логистические цепочки, мы сами сумели приспособить производства под новую реальность без угрозы качеству и объемам выпуска. Ну, и поскольку наш базовый продукт — металл, а его традиционно полностью обеспечивают внутрироссийские поставщики, чувствуем себя достаточно уверенно».
Согласен с ним и Денис Кузнецов, заместитель исполнительного директора по техническим вопросам Нижнекамского завода металлических конструкций — предприятия, которое специализируется на мостостроении с 2012 года и изначально было полностью спроектировано под изготовление подобных конструкций.
«Поскольку все наше оборудование импортное, вопрос с запчастями существует, но острым его не назовешь — объясняет Денис Кузнецов, — в основном, это вопрос времени, когда полностью наладятся поставки или мы получим аналоги. Расходные материалы для сварных работ, которые необходимы для изготовления мостовых конструкций, у нас российского производства — сейчас они уже обкатаны и обеспечивают достойное качество. Если брать плазменные процессы, то можно спокойно применять китайские расходники, они используются во всем мире. На сегодняшний день, поскольку спрос на мостовые конструкции растёт, мы планируем увеличить долю выпуска изделий для мостов через реки, автомагистральных эстакад, а также специальных вспомогательных сооружений и устройств (СВСиУ)».
В настоящий момент, рассказал эксперт, НЗМК поставляет СВСиУ на мост через Волгу в Тольятти и участвует в переговорах о поставке металлоконструкций для крупного автомоста через Каму и железнодорожного моста через реку Абакан. Кроме того, на заводе уже начата модернизация, инвестиции в которую составляют около 400 млн рублей, что поможет удвоить выпуск и довести его до 2 тыс. т ежемесячно. Таким образом, вряд ли дорожное строительство замедлится из-за мостостроителей — сегодня ситуация стабильна.
Судя по всему, представители государственных структур тоже без особой опаски смотрят в будущее и уверены, что намеченные цели национального проекта и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры будут выполнены. Во всяком случае, зависимость от импорта вряд ли помешает всерьёз. Это заявил заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, комментируя работы на скоростной магистрали М-12 Москва — Казань.
«Трудности с поставками, которые возникли из-за западных санкций, на строительной сфере скажутся незначительно, — подчеркнул Марат Хуснуллин. — У нас 95 % материалов, использующихся при строительстве дороги, российского производства. Поэтому мы фактически не зависим от импорта, не считая некоторой техники и запчастей».
Справка о компании: ГК «Венталл» является лидером в производстве металлоконструкций для строительства зданий и мостовых сооружений, а также занимает одно из ведущих мест по производству сэндвич-панелей и профлистов в России. Группа компаний обладает набором уникальных возможностей, отличающих ее от других российских производителей.
Производственные мощности заводов ГК «Венталл», расположенные в г. Обнинске в Калужской области, в г. Щекино Тульской области, г. Шахты Ростовской области и г. Нижнекамске Республики Татарстан, позволяют выполнять самые крупные заказы за короткий период времени. Бренд «Венталл» обладает неоспоримыми преимуществами крупного игрока на строительном рынке металлоконструкций, обогащённого международным опытом.