19 февраля 2015 г. в Национальном исследовательском Московском Государственном строительном университете (МГСУ) состоялась Вторая международная конференция преподавателей кафедр технологии, организации и управления строительством. Конференция проводилась при поддержке Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) в рамках проведения плановых мероприятий комитета по профессиональному образованию НОСТРОЙ.
Основными вопросами повестки дня конференции являлись методологические вопросы подготовки бакалавров и магистров, состав их выпускных работ, проблемы дополнительного профессионального обучения. Международную конференцию, проходившую в зале ученого совета МГСУ открыл модератор – заведующий кафедрой «Технология и организации строительного производства» МГСУ, Заслуженный строитель РФ, Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, профессор, доктор технических наук Лапидус А.А.
В конференции приняли участие представители более пятнадцати архитектурно-строительных университетов и строительных факультетов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова на Дону, Тольятти, Владимира, Тамбова, Ижевска, Балашихи, Воронежа, Минска, Одессы.
Вице-президент НОСТРОЙ д.э.н. Ишин А.В. рассказал о планах Национального объединения строителей в 2015 году. В частности, он подробно остановился на освещении вопросов, связанных с профессиональным образованием и заверил собравшихся, что проблемам дополнительного профессионального обучения будет уделяться большое внимание. Проводится работа по созданию новых программ, основанных на недавно утвержденных и планируемых к утверждению в ближайшее время профессиональных стандартах. Ишин А.В. проинформировал собравшихся об утверждении новым руководителем комитета по профессиональному образованию НОСТРОЙ Лапидуса А.А.
Ректору МГСУ проф., д.т.н. Волков А.А. выступил с информацией о текущих проблемах высшей школ, возникших после вступления в силу закона «Об образовании», оценке уровня подготовки массово выпускаемых в этом году высшей школой бакалавров. По мнению ректора Волкова А.А. необходимодинамично получать информацию от работодателей о профессиональных требованиях к выпускникам. Он рассказал о работе над формированием стратегии инновационного развития строительной отрасли и вызовах, возникающих сегодня у высшейшколы.
Директор Института строительства и архитектуры (ИСА) МГСУ проф., к.т.н. Сенин Н.И. рассказал о необходимости унификации учебных программ в различных строительных ВУЗах страны, позволяющих мобильное передвижение студентов. Он отметил при этом, что учебные программы должны создаваться на достаточно продолжительное время – не менее 3-4 лет и только после апробации в виде хотя бы одного учебного выпуска студентов, проходить модификацию.
С докладами, раскрывающими темы конференции, выступили профессора кафедры «Технологии и организации строительного производства» МГСУ:Лапидус А.А. «Учебные курсы, преподаваемые на кафедре «Технология и организация строительного производства», Ершов М.Н. «Методологические основы современного преподавания курса ТПС для бакалавров» и «Структура выпускной квалификационной работы бакалавров», Олейник П.П. «Дополнение базовых программ по организации строительства, форма обучения «бакалавр», Ширшиков Б.Ф «Моделирование производственных ситуаций в учебном процессе» и «Дополнительное профессиональнее образование. Проблемы и актуализация», ШрейберА.К. «Подготовка магистров по программе «Теория и практика организационно-технологических и экономических решений» и «Практические возможности внедрения программ дополнительного профессионального обучения», Чулков В.О. «Подготовка магистров с учетом ФГОС-03 и ФГОС-03+».
Выступавшие поделились опытом внедрения учебных программ бакалавров и магистров, составом выпускных работ, перспективами дополнительного профессионального обучения. В резолюции конференции, собравшиеся обратились к инициативной группес просьбой организовать подобное мероприятие в следующем году.
В заключительном слове модератор конференции Лапидус А.А. сказал: «Хочется поблагодарить всех собравшихся, особенно иногородних коллег, которые, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, нашли возможность приехать на конференцию и принять активное участие в дискуссии по рассматриваемым вопросам. В этом году по всей стране произойдет первый массовый выпуск бакалавров. Сумеет ли высшая школа подготовить специалистов, готовых прийти на строительные площадки, и что нужно, чтобы их к этому подготовить? Какими методами лучше преподавать технологические, организационные и управленческие дисциплины? Как должны выглядеть их выпускные работы? Пожалуй, в выступлениях прозвучали ответы на многие вопросы. Мы увидели примеры современных методик преподавания, основанных на компьютерных и мультимедийных технологиях, а состав выпускных работ, в частности, бакалавров, по мнению докладчиков, должны давать возможность приблизить студентов к пониманию практической производственной действительности, для чего коррелироваться с содержанием проектной документации, принятой в соответствующих государственных регламентах. По содержанию выпускной работы магистровне было такого же единодушия, выступавшие разошлись во мнениях, какой профессиональный документ – проектная документация, научное исследование или что-то другое может быть положено в основу такой работы, но, мне кажется, заложена основа к формированию унификации магистерской диссертации. Безусловно, одной из важных тем конференции было обсуждения проблем дополнительного профессионального обучения. Преподаватели технологических, организационных и управленческих дисциплин могут и должны стать ведущей силой образовательных программ, разрабатываемых и преподаваемых в рамках дополнительного профессионального обучения. С интересом аудитория восприняла и представленные конкретные учебные программы, уже сейчас внедренные на территории нашей страны и пользующиеся популярностью, как рядовых специалистов, так и руководителей производства. Надеюсь, мы сможем реализовать единодушные пожелания участников и провести подобную конференцию в следующем году».