Председатель совета директоров ГП «Кубанский модульный дом» Бондаренко В.И. - о проекте программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на период 2015 – 2020 гг.
Обращает на себя внимание всё тот же формат программы, неизменность её содержания и поставленных целей по разделам. Идеологически, программа не несёт коррекции, с учётом прошлого опыта, нет системных изменений и разделений по видам жилья и выделения приоритетов по его строительству. Программа ориентирована на решение проблемы жилья в РФ бизнес структурами с минимальным участием Государства, что создаст предпосылки для повторения ошибок прошлых лет. Жильё будет строиться в местах с хорошей ликвидностью, по проектам и схемам, обеспечивающих максимальную прибыль, усугубляя жилищную проблему регионов, сельских территорий и моногородов.
Назрело время разработки идеологии жилья, его технического и функционального предназначения. В стране сменилась экономическая формация, появились социальные и имущественные группы граждан, а подход к проблеме жилья не меняется.
Отсутствуют приоритеты по модернизации строительной отрасли в регионах, на фоне развала местной стройиндустрии, положение с жилым фондом будет усугубляться кратно. Низкая энергоэффективность существующего жилья и отсутствие соответствующих стандартов, регламентов по строительству нового жилья, в том числе малоэтажного формата, его типологии, с учётом особенностей регионов России, сохранят безобразия в отрасли при его строительстве.
Практически нет движения по созданию фонда социального жилья в регионах и на сельских территориях. Нет программных приоритетов по комплексным застройкам перспективных территорий, с созданием необходимой инфраструктуры. Необходим кластерный подход строительства поселений, с полным набором инфраструктуры для жизни и работы.
Основной показатель - объём строительства жилья по отношению к предыдущему периоду, оставляет администрации регионов много вариантов для маневра в поиске положительных отчетов. Необходимо взять за основу соотношение численности региона, муниципальных образований и объёма строительства жилья в них, стремясь к показателю,
1 кв. м вводимого жилья в год, на одного жителя.
Учитывая повышение стоимости проживания в крупных городах, растущие тарифы по ЖКХ, повышение затрат на ремонт и содержание жилья, назрел вопрос о создании в пригородах, социально ориентированных городков для разных социальных групп населения: пенсионеров, многодетных семей, студентов и т.д. Что позволит улучшить социальный климат в городах, разгрузит остроту долгов по оплате услуг ЖКХ и создаст возможность дополнительного благоустройства жизни малоимущих.
Исчез из перспективных планов развития территорий, вопрос создания промышленных центров с жилым фондом, который строит и содержит предприятие. При росте промышленного производства и создании промышленных центров, необходима государственная инициатива по закреплению таких обязательств, для собственников предприятий.
Россия единственная страна в мире с такой большой концентрацией собственности жилого фонда (86,6%) в руках проживающих, не всегда имеющих возможность оплачивать его содержание. Экономическая несостоятельность части жильцов, создаёт дополнительные проблемы в ремонте и эксплуатации домов. Проведённая массовая приватизация жилья, создала эту проблему и её надо решать.
Декларируемый Программой приоритет Ипотеки, как единственного финансового инструмента, для нуждающегося в жильё граждан, приемлем для небольшой части населения. Что делать людям, проживающим в регионах, на сельских территориях, где нет стабильных и больших заработков? Почему Государство упорно не хочет расширить финансовую линейку вариантов? Есть закон о Жилищных Накопительных кооперативах (№ 215 – ФЗ от 1 апреля 2005 года), есть успешный опыт в некоторых регионах, есть и другие хорошие решения, но внимание к ним нет. Необходимо в Программе заложить такие возможности.
Особенно надо выделить внимание Государства к строительству жилья в регионах и сельской местности в малоэтажном исполнении. Без современной индустриализации, без переноса процесса строительства жилья в заводской цех на конвейер, проблему жилья там не решить. Наш народ давно заслужил и имеет все ресурсы, для проживания в современном, энергоэффективном, экологичном и доступном жилье. У россиян есть прекрасный возобновляемый ресурс для этого – лес, но используется он крайне мало и незаслуженно забыт. Пиломатериал должен максимально использоваться на строительство жилья, школ, детсадов и других общественных зданий в регионах и сельских территориях. Необходим пересмотр строительных и пожарных регламентов, с учётом мировых тенденций и российской действительности.
Много говорится об инновациях, но поддержки НИОКР и новым разработкам нет. Программа должна иметь раздел, стимулирующий такие работы, особенно в области ЖКХ и строительства жилья. Завозимые технологии может и хороши, но они требуют адаптации для специфических российских условий.
В последнее время появилось много новых материалов, зачастую подаваемых как идеальные для строительства жилья. Рекламы броские и навязчивые, но всегда ли они соответствует действительности? Государство облегчало регламенты по надзору за малоэтажным строительством, но хороша ли бесконтрольность? Человек на строительство жилья копит годами, тратит последнее и в результате может получить не тот результат! Надо находить решение, чиновник – контролёр это плохо, но строитель – мошенник, ещё хуже.
Вот первые впечатления после прочтения проекта программы. Конечно, она является политическим документом, а главный ответственный исполнитель Минстрой должен её переработать и составить документ по её реализации, где мы и должны увидеть более детальные направления, решения и приоритеты. Хотелось бы получить не только очередную декларацию, но и документ, обеспечивающий решения по основной проблеме современной России на ближайшие пять лет.
Председатель совета директоров ГП «Кубанский модульный дом» Бондаренко В.И. -