В Музее Москвы студентам рассказали об истории генпланов развития столицы!
В рамках образовательной программы выставки «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы прошла лекция для студентов архитектурных школ и вузов. Ведущие специалисты Института Генплана Москвы рассказали о том, как создавались генеральные планы столицы в XX веке и как пробивали себе дорогу прогрессивные градостроительные идеи.
Как отметил главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн, без территориального планирования не может обойтись ни один современный город. На протяжении XX в. главным стратегическим документом, фиксирующим направления градостроительного развития, были генеральные планы. Сегодня все чаще говорят о мастер-планах, но даже и такой формат видения будущего города преемственен с идеями предшественников:
Михаил Крестмейн: «По сути, первым мастер-планом был план Алексея Щусева «Новая Москва», который представлял собой идею развития города, не доведенную до каких-то конкретных решений. Здесь важно отметить, что было сделано в первую очередь – это схема планировки новых магистралей и зеленых насаждений. То есть самое главное – сформировать общественные пространства и каркас города. Именно эта вещь проходит красной нитью через всю историю развития генпланов Москвы вплоть до сегодняшнего времени».
Самый известный – сталинский генплан реконструкции Москвы 1935 года – создавался с целью превратить «московскую деревню», в которой кое-где отсутствовали канализация и водопровод, в столицу коммунистического мира. Не менее символично выглядел и проведенный в начале 1930-х международный конкурс на генплан, собравший идеи Ле Корбюзье, Эрнста Мая, Николая Ладовского, впоследствии они превратились в классику градостроительной науки. Несмотря на решающее идеологическое значение, генплан 1935 года оказался очень жизнеспособным, поскольку уже тогда учитывал и значительный территориальный рост, и рост численности населения, закладывая цифру в 5 млн жителей. Фактически Москва и сегодня наследует многому, что появилось в 1930-х – развитию системы скоростного внеуличного транспорта на основе метрополитена, активному включению прибрежных территорий Москвы-реки, начавшемуся грандиозным планом обводнения столичного региона, расширению территории города в сторону юго-запада и пр. Облик Москвы на десятилетия вперед определил и т.н. магистральный, «имперский» подход к парадной застройке вдоль новых больших проспектов.
В отличие от советских генпланов, одной из ключевых задач первого постсоветского генплана 1999 года, названного современниками «генпланом возможностей», стало привлечение в развитие города частного капитала и поиск баланса между растущими темпами строительства коммерческой недвижимости и не поспевающей за ней инфраструктурой, которую обеспечивал город. Попытка перейти от директивного к регулятивному управлению обернулась дефицитом общественных пространств, инфраструктурных объектов, ростом транспортной нагрузки. Идеи преобразования и поиски новых форм развития, основанные на экологическом приоритете, были впервые отражены в генплане 2010 года.
Самая сложная задача градостроителей и планировщиков всегда состояла в том, чтобы не просто предвидеть развитие города на многие десятилетия вперед, закладывая их в документы, но и уметь их защитить, отметила в своем выступлении главный инженер Транспортно-инженерного центра Института Генплана Елена Боровик. В качестве примера она рассказала о судьбе проекта превращения Московской кольцевой железной дороги в современное МЦК. К идее переформатирования грузовой железной дороги под пассажирскую в течение XX века обращались много раз, начиная с 1940-х годов, но только в 1990-х в институте приступили к разработке самого проекта.
«Градостроитель – это всегда борец, встречающий оппонентов: правильное, рациональное и гармоничное решение города возможно, когда вы за него боретесь, собираете обоснования в его пользу и привлекаете общественность к этой дискуссии», – отметила Елена Боровик. Сотрудникам Института Генплана понадобились годы, чтобы детально проработать разные варианты функционирования будущего кольца, преодолеть мощное лобби железной дороги в пользу сохранения грузового движения, прежде чем в 2016 году по МЦК были запущены первые пассажирские составы.
«Москва: проектирование будущего» – совместный выставочный и мультимедийный проект Москомархитектуры, Института Генплана и Музея Москвы, рассказывающий о градостроительных преобразованиях столицы от XVII века до наших дней. Выставка работает до 15 мая 2022 г. Вход по билетам Музея Москвы.