В. В. Путин: «Убеждён, у нас есть уникальный шанс в ближайшее десятилетие кардинально решить и другую застарелую российскую проблему – жилищную.»
Приобретение отдельного жилья – не решаемый вопрос для молодых людей, создающих семью и планирующих растить и воспитывать детей. В различные исторические периоды происходила попытка как-то разрешить эту проблему: устройство коммуналок в «буржуйских домах», строительство панельных пятиэтажек во времена Хрущева, массовое панельное строительство времен «застоя». Делается такая попытка и в наши дни: профильный национальный проект «Доступное жилье», механизм ипотечного кредитования, запускается реформа ЖКХ. Однако очевидно, что принимаемые меры слабо влияют на разрешение жилищной проблемы, а решать ее надо немедленно. Это открыто признают и представители власти, и ведущие политики, об этом говорит население. Жилье является центральным пунктом человеческой жизни, поскольку удовлетворяет ряд базовых человеческих потребностей. Это потребность в безопасности, приватности и воспроизводстве. Жилье – это, то место, где человек в любом случае чувствует себя человеком, это семейный центр, где растят и воспитывают детей. Поэтому человек не может жить и оставаться человеком без жилья! В период строительства демократического общества и рыночной экономики вопрос жилья приобретает особую важность, поскольку человек без жилья не свободен, не предприимчив и не производителен. Жилье это базис человеческой жизни.
Разрешение проблемы жилья в России – это вопрос не экономический, архитектурный, а политический. Разрешение проблемы жилья – это стратегическая политическая задача, поскольку задача воспитания народа, создания нового общества и формирование нового типа жизни в компетенции политиков. Необходимо политическое решение, направленное на создание образов жилья, их пропаганду, проектирование типологии жилья. Политикам необходимо указать архитекторам, какого типа жилье необходимо создавать, а от какого необходимо отказаться. Новый взгляд на жилищное проектирование должен быть положен в основу национальных проектов в сфере жилья.
Проведение в жизнь идеи решения жилищной проблемы только методами "свободного рынка" не даёт и не даст результата в России. Да и сама идея, свободного рынка, как единственного метода решения жилищной проблемы, уже давно была отвергнута мировой практикой, в том числе, и в самой цитадели капитализма, в Соединенных Штатах. Резкое сокращение государственного участия в жилищном строительстве стало огромным подарком для строительных подрядчиков, которые получили возможность извлекать дополнительную прибыль за счет естественного роста цен при высоком спросе и весьма ограниченном предложении жилья на рынке. Безудержному росту цен на жилье был дан "зеленый свет". Таким образом, нынешний острый дефицит жилья в России был создан государством искусственно, и ответственность за это лежит на правительстве.
Приватизация жилья и передача его несостоятельному собственнику усугубило ситуацию, а стремительный рост тарифов на энергетику подвёл вопрос к границе между жизнью и смертью.
В современном мире на защите основных прав человека, включая и его право на жилье, стоят авторитетные международные организации, прежде всего ООН. Во Всеобщей Декларации Прав Человека и Гражданина, принятой ООН еще в 1948 году, говорится: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи". Иными словами, ООН считает право на жилье одним из основных жизненно важных прав человека. Кто же должен обеспечивать реализацию этих прав? В 2006 году Европейская Экономическая Комиссия ООН, разработала документ, который называется "Рекомендации по социальному жилью". В нем она сформулировала обязанности государства в обеспечении своего населения жильем: "Основная задача жилищной политики государства,- говорится в документе, - состоит в обеспечении всего населения страны адекватно оборудованными жилыми помещениями приемлемого размера, нормального качества, по разумной стоимости и в нормально функционирующей окружающей среде". Несмотря на расплывчатый характер данной формулировки, из нее можно извлечь очень важный для нашей проблемы момент. А именно, она отводит государству основную роль в решении жилищной проблемы, а, следовательно, возлагает на него и главную ответственность "за обеспечение всего населения страны адекватно оборудованными жилыми помещениями...".
Доля граждан с минимальными доходами в России, по сравнению с другими развитыми государствами, особенно велика, поэтому Россия, гораздо больше других стран, нуждается в социальном жилье.
Несмотря на острую нехватку жилья, несмотря на полный провал многолетних попыток решить проблему методом свободного рынка, несмотря на впечатляющие результаты используемых на Западе нерыночных методов решения жилищных проблем, поборники "свободного жилищного рынка" упорно стояли на своем: России не нужно социальное жилье!
Однако двадцать лет ожидания чуда от свободного жилищного рынка оказались напрасно потерянными для решения острой социальной проблемы. Чуда не случилось. Наоборот, за это время свободный жилищный рынок довел страну до состояния глубокого жилищного кризиса. Печальный опыт двух десятилетий, на наш взгляд, уже на практике доказал невозможность решения жилищной проблемы страны методом капиталистического свободного рынка.
Но реальность нашего бытия состоит в том, что жилье, наряду с продовольствием, – это не обычный товар, это – специфическая сфера человеческих потребностей. Это не предмет роскоши, от которого, если нет денег, можно отказаться. Это неотъемлемая жизненная потребность, без удовлетворения которой практически просто невозможно нормально жить.
Именно поэтому в цивилизованных странах это явное противоречие свободного рынка жилья разрешается государством, которое активно вмешивается в этот рынок с целью обеспечения жизненно важных потребностей всего своего населения. Оно субсидирует в той или иной форме строительство жилья и его аренду для социально слабых и даже для средних слоев населения. Тем самым государство фактически уменьшает число "покупателей" на свободном рынке, оставляя на нем только тех из них, кто обладает достаточно высокой покупательной способностью.
Действительно, в развитых капиталистических странах социальное жилье составляет сегодня значительную часть существующего жилого фонда. В 2007 году доля социального жилья в общем жилищном фонде страны составляла: во Франции – 18%, в Германии – 20%, в Великобритании – 21%, в Австрии – 23%, в Дании – 27%, в Голландии – 36%. Как видно из приведенных цифр, бесспорным лидером в сфере социального жилья является сегодня Голландия, то есть та страна, которая имеет все основания претендовать на титул "Родины капитализма".
В качестве удачного примера выполнения проектов строительства социального жилья, часто приводят Швецию. Там с 1964 по 1974 год выполнялась государственная программа "Миллион", по которой было возведено более миллиона единиц приличного жилья. Расходы на социальное жилье — снос старых домов, возведение новых, реконструкция, ремонт, обслуживание, в этой стране делятся между центральным правительством и местными властями в соотношении 50 на 50.
Примером может служить решения правительства ФРГ, которое после второй мировой войны провозгласило жилищное строительство приоритетом номер один и разработало генеральный план строительства жилья. Была создана система, работающая на принципах соединения частного капитала и государственных субсидий. Доля государственных субсидий составляла от 30 до 50 процентов. На цели строительства были выделены средства, превышающие 5% ВВП. В итоге за 12 лет (1945 – 1957) было построено 5 млн. единиц жилья общей площадью 250 млн.кв. метров.
Во всех без исключения странах покупка жилья – дорогостоящее предприятие. Оно доступно только гражданам, уже имеющим достаточно твердую материальную базу и вполне ясную перспективу дальнейшего финансового благополучия, что позволяет надеяться на необременительные расчеты с банком по взятым ипотечным ссудам.
У 40 % получивших кредиты, платежи по ипотеке составят от 30 до 60 процентов их дохода. Смогут ли такие семьи долгие годы (как правило, от 15 до 25 лет) жить в режиме жесточайшей экономии и регулярно выплачивать банкам свои огромные долги?
Высокая стоимость жилья – это фактор, который еще больше усиливает опасное социальное неравенство в стране. Как отмечалось выше, уже сегодня Россия является страной с чрезвычайно высоким уровнем социального неравенства. Нынешние цены на покупку жилья резко увеличивают спрос на съем жилья, и еще больше усиливают социальное неравенство в стране. Необходимо сформировать политику жилищного строительства, которая бы обеспечивала строительство жильё нужного формата и использовала материалы, которые обеспечивали комфортное проживание в них жителей и были доступными по стоимости строительства и экономичными в период эксплуатации. Пора от эрзац технологий перейти к индустрии "Заводского домостроения", организованного конвейерного производства домокомплектов, высокого качества и с низкой ценой.
Жилищная проблема таит в себе опасность постепенной социальной деградации определенной части населения, которая из-за нехватки средств на съем все возрастающего в цене жилья, вынуждена ютиться в тесных, плохо оборудованных жилых помещениях.
. Продолжающийся рост цен на жилье уже сейчас является причиной оттока из России перспективной молодежи.
Таким образом, жилищная проблема (социальная по своей сути) становится важным фактором обеспечения и внутренней, и внешней безопасности страны. Отсутствие должного внимания к ней со стороны властей, а тем более ее игнорирование, которое имеет место на протяжении многих лет, может нанести и уже наносит России непоправимый ущерб. Нынешняя близорукая политика экономии на строительстве социального и льготного жилья является не только антисоциальной, но и аморальной по своей сути. Однако в первую очередь эта политика опасна тем, что она грозит обернуться колоссальным ущербом для безопасности нашей страны уже в ближайшем будущем.
Руководитель подкомитета малоэтажного строительства Российского Союза Строителей (ОМОР РСС) Бондаренко В.И.
Контакты:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тел. 8 (918)435-2392
Жильё, какое оно должно быть?
Будет ли решена проблема жилья?
Только общими усилиями можно решить проблему жилья
Жилищная проблема России - поиск решений
В каком доме жить будем?
Заводское домостроение в России