Архитектура городов – рабыня технического задания или творчество свободных художников?
Что первично – гармоничность архитектурных форм или жесткие требования заказчика проекта, красота или экономия? И можно ли совместить все это при проектировании современного жилого дома?
Изготовление рекламных вывесок - это "одевание" города, это своеобразные украшения на теле городской среды. Вход должен быть комфортным. Сегодня в основе любого бизнеса идет первичное восприятие - поэтому бизнес начинается с вывески. Вывеска может быть различной - реальная вывеска на входе в офис, сайт, статья в печатном журнале. Все эти элементы обладают главным качеством - они определяют отношение возможного клиента компании к сотрудничеству. Стильно оформленный фасад - позиционирует бизнесмена как знающего и уважающего себя и клиентов человека, которому можно и нужно доверять. Изготовление рекламных вывесок и табличек - вопрос не такой простой как кажется.
We R.SIGNS:
"Заказать вывеску у нас можно всегда. И весь процесс от начала и до конца будет доверен профессионалам — вплоть до оформления и согласования документов. Производство вывесок и табличек в компании We R.SIGNS ведется с наивысшим качеством. А качество рекламной продукции — одна из частей вашего прибыльного бизнеса. Как говорят специалисты, хорошо сделанная вывеска или табличка, висящая над входом, наполовину обеспечивает прибыль фирмы и привлекает поток клиентов. Дизайн-проект нужно подготовить с учетом концепции, материалов, применимых для оформления, возводимых конструкций и используемых световых эффектов".
Не мечта, а кошмар - о малоэтажке:
«Американский тип девелопмента не создает благосостояния — он производит иллюзию благосостояния... — формулирует в своем исследовании Curbside Chat основатель и идейный вдохновитель некоммерческой организации «Сильные города», обличающей экономическую неэффективность пригородов, американский инженер Чарльз Марон. — Идея процветающих пригородов замурована в наше коллективное подсознание как «американская мечта». Чем мы готовы пожертвовать, стараясь сохранить то, что сохранить невозможно?»
Чтобы обсудить эти вопросы, Комитет по Девелопменту ГУД совместно с полномочным представительством НП ГУД в Республике Татарстан провел телемост с участием девелоперов и архитекторов Санкт-Петербурга и Казани. Организатором видеосвязи выступило архитектурное бюро Юкки Тикканена.
Модерировали конференцию председатель комитета по девелопменту, вице-президент УК «Морской фасад» Лев Пукшанский (Санкт-Петербург) и генеральный директор ОАО «УК «Идея Капитал» Айрат Гиззатуллин (Казань).
«У российских проектов жилых зданий большой запас эффективности в сравнении с западными решениями, реализованными в России – около 20%, а в некоторых случаях до 25%. Их стоимость может быть дешевле на десятки миллионов евро, - заявили Юкка Тикканен и его партнер в России Евгений Богданов (учредитель, генеральный директор RUMPU).- Существует множество рецептов понижения себестоимости за счет архитектурных решений, которые могут привести к сокращению себестоимости проекта в интересах инвестора, и что немаловажно – к сокращению эксплуатационных расходов в будущем».
Анастасия Козлова (директор дирекции девелопмента Главстрой-СПб.) особенно подчеркнула, что копирование зарубежных стандартов жилья не возможно на Российском рынке, так как потребитель обладает собственным сложившимся менталитетом и запросом. Поэтому необходимо исходить из реально существующего спроса среди покупателей жилья, а также тщательного маркетингового изучения структуры спроса и прогнозов по его изменению в пределах горизонта 5-6 лет. Никакой девелопер сегодня не согласиться, рискуя своими средствами, приучать покупателей к иным стандартам жилья. Это возможно делать только постепенно и только в тех проектах, где концептуально это оправдано.
Ольга Пономарева (директор по маркетингу УК СТАРТ-Девелопмент) рассказала, что архитекторы были категорически против нового формата загородного жилья, которые маркетинг компании разработал как альтернативу городской квартире – таунхаусы площадью 56 квадратных метров. Однако рынок показал высокую востребованность продукта – такие таунхаусы пользуются повышенным спросом.
Надежда Калашникова, директор по развитию ЛЭК, согласилась с тем, что ТЗ – это основной документ Инвестора, его know-how, результат его стратеги и маркетинга, тогда как задача архитектора – воплотить это ТЗ в жизнь максимально эффективно с применением современных технологий.
Юкка Тикканен обратил внимание собравшихся, что эффективность дома – это не только архитектура, но и инженерия, это современные экологичные и экономичные системы рекуперации тепла, механической вентиляции, лифтового оборудования и многих других систем дома. В Петербурге уже существует масса согласованных Государственной экспертизой и реализованных проектов, оснащенных подобными системами. Прецеденты есть, не нужно бояться применять подобные решения на своих объектах. А задача архитектора применить весь необходимый комплект решений.
Тем не менее Петр Кузнецов (директор компании Конфидент) высказал сожаление по поводу того, что государство не заинтересовано в экологичности и энергоэфективности домов и экономически не поддерживает девелоперов, а стоимость передовых, экологичных решений слишком высока – период окупаемости растягивается на 20 лет и все затраты ложатся на плечи инвестора.
Андрей Ильичев (начальник коммерческого отдела ГУП «ГУИОН») обратил внимание, что при проектировании также необходимо учитывать последующую техническую инвентаризацию помещений. Зачастую орган, проводящий инвентаризацию в соответствии со своими нормами, описывает в документации помещение не так, как в проекте (меняется количество комнат, помещение из продаваемого становится общедомовым имуществом). Масса примеров показывает, что из-за незнания российских норм и правил инвестор вынужден нести существенные убытки.
Архитектура – понятие утилитарное, и проблема заключается в том, чтобы возвысить принцип прагматизма до уровня эстетической абстракции. К такому выводу, созвучному с тезисом из знаменитого архитектурного бестселлера Айн Рэнд, пришли участники видеоконференции. Отражение этого принципа в российском преломлении мы все чаще и чаще наблюдаем на улицах наших городов – и в Петербурге, и в Казани.
Информация - ООО «Управляющая Компания «СТАРТ Девелопмент»