От частных домов до общественных зданий и арт-объектов из дерева – около ста построек ведущих российских архитекторов собраны в рамках одной экспозиции в Музее архитектуры имени Щусева. Там открылась выставка «Новое деревянное. Русская архитектура в поисках идентичности».
Ее главная мысль: изобретать национальную идею в зодчестве не нужно. Ее нужно просто вспомнить и ввести в сегодняшний экологический и эстетический контекст. О вечной актуальности дерева рассказывают «Новости культуры».
Два года назад житель поселка Переделкино Александр Львовский попросил архитекторов Александра Цимайло и Николая Ляшенко построить необычный дом. Он хотел, чтобы внутри были настоящие чудеса XXI века – электронные шторы, пока единственные на всю Москву, вращающийся камин и джакузи, – а снаружи не избушка, конечно, но все-таки деревянная Русь, хай-тековская деревянная Русь.
«Это тактильные ощущения, ощущения аромата, это комплекс ощущений, который абсолютно естественен для человека», – замечает Александр Львовский.
Архитекторы сначала удивились, а потом решили удивить сами. Деревянный дом Александра Львовского в Переделкине не только самый современный, но и самый модный в округе. На втором этаже – настоящий лес, там скоро пойдут грибы.
«Чтобы на втором этаже было ощущение, что мы находимся где-то на природе», – поясняет Александр Цимайло.
«Если посмотреть – проросло уже. Была даже идея, чтобы постепенно это все заросло мхом», – замечает Николай Ляшенко.
«Есть стереотип такой, достаточно устоявшийся, что деревянные дома – это такой "рашн-деревяшн", такой банно-прачечный комплекс», – продолжает Александр Цимайло. «На наш взгляд, это такая интересная задача изменить этот стереотип», – добавляет Николай Ляшенко.
Деревянный хай-тек – сейчас это самое модное на Западе направление в архитектуре. Недавно норвежцы построили деревянный небоскреб – целых четырнадцать этажей. Знаменитый двенадцатиэтажный дом жителя Архангельской области Николая Сутягина недавно снесли. Его, по словам архитектора Юрия Григоряна, снесли бы в любом случае.
«Связано это, конечно, с пожарными нормами. При всем уважении к тяжелому труду пожарных – я говорю это без всякого подтекста, – это серьезная проблема. Мне кажется, сейчас надо искать пути возвращения деревянной архитектуры в культуру», – убежден архитектор Юрий Григорян.
Даже деревянные потолки сегодня - это искусство создавать новое на основе опыта и истории. Так называемые кессонные деревянные потолки привлекали внимание еще в дворцах и дворянских усадьбах. Но сегодня это можно сделать и в коттедже. Роскошь качественного дерева и мастерства исполнителей будут тем элементом, о котором ности должны еще долго рассказывать. Мощь и тонкий вкус, состоятельность - качества деревянных кессонных потолков. Такой декоративный потолок - не привилегия - он может стать украшением даже в квартире.
Сегодня архитектурные шедевры из дерева появляются в России только за городом. Один из арт-объектов называется «Полу-ухо».
«Услышать рассвет, услышать пение птиц, услышать шорохи травы, шаги человека, который идет с другой стороны», – говорит архитектор Владислав Савинкин.
Выставка в Музее архитектуры демонстрирует фотографии домов и арт-объектов, созданных за последнее время для частных заказчиков. Эти дома трудно увидеть, они прячутся за высокими заборами элитных загородных поселков. Церковь Святителя Николая у Соломенной Сторожки доступна всем. За последнее время это самая высокая деревянная постройка в Москве.
Церковь у Соломенной сторожки спроектировал архитектор Шехтель – автор проектов Ярославского вокзала и здания театра МХТ имени Чехова. В конце 1960-х храм Святителя Николая снесли. Десять лет назад были обнаружены чертежи Шехтеля, и церковь решили восстановить.
«Когда сюда в гости приехали финские священники, они очень порадовались, что деревянный храм. В Финляндии это вообще считается самым прекрасным, что только может быть, и они уехать отсюда не могли. Они просто смотрели – какое же чудо, деревянный Храм в Москве!» – рассказывает настоятель храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки Михаил Михайлов.
Храм Святителя Николая – это скорее исключение из правил, несмотря на то, что Россия – страна с богатым прошлым деревянного зодчества. А на выставке в Музее архитектуры пеньков от деревьев больше, чем деревянных построек.
Время работы музея:
119019 Москва, ул. Воздвиженка, д.5
Метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад»
Справки по телефону: 691-21-09, 690-05-51
Залы музея открыты с 11:00 до 19:00
Выходной день — понедельник
Официальный пресс-релиз:
12 октября в Музее архитектуры им. А. В. Щусева (МУАР) открылась выставка «Новое деревянное 1999—2009».
На ней будет представлено около 100 построек лучших российских архитекторов: загородные дома, общественные сооружения, арт-объекты. В таком количестве «русское дерево» еще никто и нигде не собирал. А многие из этих объектов и вовсе неизвестны широкой публике. Это в некотором смысле «деревянная Атлантида»: основная масса шедевров находится за МКАД, является частной собственностью и с трудом поддается популяризации.
Но именно это становится и залогом сенсации. Мы полагаем, что собранные вместе, эти сооружения продемонстрируют подлинную силу современной русской архитектуры. Ведь именно там, за городом — где нет жестких ограничений и утлых бюджетов, косных чиновников и ленивых строителей — рождается все самое самобытно-авангардное, что вообще у нас есть.
Выставка меняет ракурс восприятия деревянной архитектуры: оказывается, она вовсе не исчерпывается пятистенками с террасой и скатной крышей. На самом деле она — и не только в Финляндии, но и в России — может быть небольшой, остроумной, элегантной, экономичной и экологичной. То есть — современной!
Выставка обращена не только в прошлое, но и в будущее — она служит своеобразным прологом к премии. Это новая ежегодная общероссийская премия за лучшее архитектурное сооружение из дерева, которая будет вручаться в 7 номинациях. Определять номинантов будет Экспертный совет, состоящий из ведущих архитекторов и критиков, а победителей выберет Профессиональное жюри. Кроме того, состоится и «народное голосование» в интернете. Итоги первой премии будут подведены в мае.
Выставка же должна стать камертоном премии, задать критерии качества, одним из которых является талант архитектора. На выставке собраны работы ведущих русских зодчих. Это Александр Бродский и Тотан Кузембаев, Николай Белоусов и Евгений Асс, Юрий Григорян и Светлана Головина, Иван Шалмин и Александр Ермолаев, и многие другие. Фотографии построек сделаны лучшими мастерами русской архитектурной фотографии: Юрием Пальминым, Алексеем Народицким и другими. Дизайн выставки создан известными архитекторами и дизайнерами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.
Дерево — единственный возобновляемый стройматериал, оно актуально всегда. Но особенно актуальным дерево становится сегодня. Мировой кризис меняет экономику, обращая наше внимание на этот самый распространенный и не самый дорогой материал. Но меняется и менталитет — проникаясь современными веяниями экологичности, сдержанности, простоты. А это как раз то, чем наполнены лучшие образцы русской деревянной архитектуры.
Использованы материалы ТВ-канала КУЛЬТУРА