Стратегия развития жилищного строительства в России - малоэтажное в центре разговора
ВНИМАНИЕ! IV Всероссийский форум «Стратегия развития жилищного строительства в России» - 5-6 апреля 2010
Президент Российского Союза строителей Владимир Анатолевич Яковлев отметил, что перед строителями стоит задача довести процент малоэтажного строительства до 60-70% в общем объеме.
Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства принял участие в Форуме.
В рамках работы форума участники обсудили возможные пути развития массового жилищного строительства, проблемы саморегулирования строительной отрасли, меры поддержки спроса на рынке жилья и повышения качества жилищного фонда. С основными докладами выступили заместитель министра регионального развития Сергей Круглик, президент Российского союза строителей Владимир Яковлев, председатель комитета Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков, председатель Совета Национальной гильдии градостроителей Юрий Перелыгин, президент НАМИКС Елена Николаева.
За годы своего существования форум зарекомендовал себя как дискуссионная площадка, на которой обсуждаются наиболее острые вопросы развития строительной отрасли и реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Кроме того, он способствует выработке практических рекомендаций по совершенствованию законодательства, созданию механизмов реализации государственно-частного партнерства, экономических решений как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Форум был организован при поддержке Совета Федерации, Государственной Думы, Торгово-промышленной палаты и Российского Союза строителей.
В рамках форума Фонд РЖС презентовал материалы архитектурного конкурса «Дом ХХI века», проводимого совместно с Союзом архитекторов России и при поддержке Национального агентства по малоэтажному и коттеджному строительству. 30 ноября 2009 года Фонд РЖС начинает прием заявок на участие в конкурсе на лучший архитектурный проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономического класса.
Председатель комитета Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум сообщил, что рассматривает объявленный Фондом РЖС конкурс «Дом XXI века» как очередной вклад в общую копилку развития малоэтажного жилищного строительства.
«Это полезное и важное дело, – заявил он, комментируя объявление конкурса. – Все, что мы сейчас делаем, – это улучшенные дачные кооперативы, но это не среда, комфортная для проживания граждан. За последние годы мы утратили культуру жить на земле, которую нужно возрождать. И в этом плане Фонд РЖС должен выступить застрельщиком».
В целом в ходе первого дня мероприятия прошло обсуждение возможностей и путей развития массового жилищного строительства.
Организаторы мероприятия провели пресс-конференцию, на которой эксперты и докладчики форума высказали свое видение проблем и путей их решения.
Так же в рамках Форума прошло обсуждение вопросов о переходе строительной отрасли на саморегулирование (СРО).
На 25 ноября 2009 г. из 83 субъектов Российской Федерации зарегистрированы в Ростехнадзоре России саморегулируемые организации:
67 – в области строительства
50 – в области проектной документации
6 – в области инженерных изысканий
Региональный охват - 77 субъектов РФ (учитывая филиалы и представительства СРО) - по сообщению НП "СРО "МОС".
Эксперты РСС: Мы сегодня можем говорить о новой экономической политике в строительстве
Во все тяжелые времена государства, как правило, вытягивают экономику через строительство, которое за собой тянет не один десяток отраслей. Поэтому государство сегодня должно участвовать в создании условий для развития строительной отрасли. Как сказал, Д.А. Медведев, «строительство – является рычагом, который используют все государства в преодолении кризиса. При этом строительство жилья важнейшая социальная задача. Хотелось бы, чтобы на этот рычаг обратили внимание те, от кого зависит принятие решений. Во все времена труд строителей пользовался заслуженным уважением в обществе. Все последние годы строительная отрасль успешно развивалась. Необходимо преодолеть трудности и сейчас. РСС с вашим участием готов решать возникающие проблемы и вопросы.
Лоббировать на всех уровнях интересы строителей.
Строительство имеет выраженный инфраструктурный и социальный характер. Специфика отрасли состоит в распространении результатов ее деятельности практически на все виды основных фондов и производственных мощностей. Развитие никакой другой отрасли российской экономики просто невозможно без строительства. В строительстве занято более 8% трудоспособного населения России. Одно рабочее место в строительстве влечет создание до 20-25 рабочих мест в смежных отраслях.
С высокотехнологичным развитием и увеличением масштабов строительства связано решение целого ряда важных государственных задач федерального уровня: реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"; реформирование и реновация жилищно-коммунального комплекса; развитие промышленного производства; реализация энергетически эффективной политики и оптимизация использования ресурсов, развитие и реконструкция энергетического комплекса России; реализация Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (строительство более 4 тыс. спортивных объектов в течение ближайших семи лет), Олимпийская стройка-2014;- защита от терроризма и комплексная безопасность граждан России; экологическая безопасность, охрана окружающей среды.
Главное в целом для страны:
-восстановление деловой активности
-сбалансировать спрос и предложение
-господдержка по жилью эконом класса
-участие в подготовке инфраструктуры для строительства
-упростить согласовательные процедуры
-снять соц. нагрузки и облегчить нагрузки по земле
-снижение налогов и процентной ставки по кредитам
- энергоресурсосбережение
-принятие законов по ЖСК, ССК.
- доработать законы о техническом регулировании
-обновление производства (исключить непрофильные издержки)
-профессиональная подготовка кадров
Президент ОМОР «Российский Союз строителей» Владимир Яковлев: «В кризисный период появилась возможность поработать над недостатками»
- Как сейчас себя чувствует отрасль? Оправилась ли она после кризиса? Как вы оцениваете спады строительной активности в стране?
Думаю, что сейчас мы находимся в такой точке, когда говорить о возрождении строительной отрасли рано. Тем не менее, строительство - такая отрасль, которая всегда поднимается. Поднимается с нуля, поднимается из руин. И неслучайно наш президент в одном из выступлений сказал, что строительство - это рычаг, который может вытянуть экономику из депрессии.
Прогнозы – вещь сомнительная, но на основе конкретных фактов в строительной отрасли можно сказать, что жизнь не останавливается. В этом году за 10 месяцев построили 39 млн. кв. метров это 99,6% по отношению к прошлому году. Т.е. идут пока в графике прошлого года. В этом году в итоге обещают 52-54 млн., это меньше чем в прошлом году (64 млн.), но реальный на сегодня объем. Однако сейчас работа по многим проектам заморожена, новых объектов закладывается крайне мало, в основном идет достройка тех, что были начаты в докризисный период. Инвестиции в строительство упали на 18 процентов, ставки по кредитам за 20 процентов – неподьемная ноша для строителей. Поэтому чудес никто не ждет, всем понятно, что в ближайшие годы объемы ввода жилья сократятся. Но строить будут хотя бы потому, что главным игроком на рынке остается государство. Пятая часть всех строительных объектов уходит под госзакупки (жилье для военнослужащих, для переселенцев из ветхого фонда). В улучшении жилищных условий или в новом жилье нуждаются порядка 60% населения страны и эта цифра никуда не денется, строить надо.
- Недавно премьер-министр России Владимир Путин, говоря о создании условия для запуска новых строек, еще раз подчеркнул, что одним из приоритетных направлений работы здесь может быть малоэтажное строительство. Вы согласны с определением малоэтажного строительство как одного из приоритетных направлений - и почему?
Безусловно, малоэтажное строительство нужно развивать в нашей стране как одно из приоритетных направлений. И в новой редакции программы «Жилище» предусмотрено увеличение объемов малоэтажного строительства. Объясню почему.
Первое, это создание определенных условий вокруг городов, это социальная поддержка, рабочие места, это возможность гражданам находиться "ближе к земле". А население двумя руками "за" такую возможность, и в подтверждение тому цифры - в общем объеме строительства, 56% сейчас малоэтажное жилье. Еще 3 года назад – эта цифра составляла менее 40%. Регионы не просто готовы - они хотят развивать малоэтажное строительство. Если еще два года назад губернаторов убеждали в необходимости принятия региональных программ малоэтажного строительства. Сейчас более половины регионов такие проекты уже имеет: в виде самостоятельной программы, подпрограммы в рамках развития региона или решения законодательного собрания субъекта. Т.е. практически в каждом регионе России теперь уделяется особое внимание развитию этого направления.
Второе, это сроки строительства, возможность применения новейших технологий. Любое высотное строительство имеет достаточно продолжительный цикл: как по подготовке документации, так и по возведению самого здания или сооружения. В малоэтажном строительстве напротив, характерны короткие сроки возведения - от нескольких дней до одного месяца.
Третье, это действительно дешевле – при одном условии только дешевле, тогда, когда территория инженерно подготавливается за счет федерального либо местного бюджета.
Вот Башкирия допустим, там целые поселения вокруг деревень существующих возводят. Цена вопроса 12-15 тысяч рублей метр. Значит средняя цена домика 600-900 тысяч рублей. Это более-менее реально и доступно. Оренбургская область – программа – «Свой дом» – они строят для села, цена также 12-16 тысяч рублей за кв. метр.
Но чтобы строить и занять активную позицию, необходимо ряд вопросов решить – самое важное инженерная подготовка территорий.
- Серьезная сложность на пути малоэтажного строительства - отчаянная дороговизна земли и коммуникаций. Подобную ситуацию можно изменить?
В структуре себестоимости кв. метра 50% это строительно-монтажные работы, все остальное земля, тарифы, подключения, согласительные процедуры… эту часть нужно сократить, исключить! К примеру, местные власти устанавливают так называемую бесплатную долю: строитель пришел на объект, а ему говорят 10-50% жилья построенного отдайте нам бесплатно! Ну, можете себе представить, если вы 50% отдадите, насколько увеличится цена кв. метра сразу?
Возможно сейчас момент для того, чтобы вывести на рынок типовой проект дешевого малоэтажного жилья, чтобы потеснить доминирующее предложение коттеджей бизнес- и премиум- класса. В качестве основного застройщика доступного жилья на сегодняшний день рассматриваются граждане России, которые смогут получать землю бесплатно или на льготных условиях, объединившись в жилищно-строительные кооперативы (ЖСК).
Поэтому для малоэтажного строительства – нужно принять закон о жилищно-строительных кооперативах, который находится на рассмотрении в государственной думе. Потому что ЖСК - это некоммерческая организация, и ей возможно передавать бесплатно землю, возможно участие государства в подготовке инженерных территорий, федеральных и местных властей и это снимет сразу многие вопросы.
- Утверждается, что цена кв.м строительства может не превышать неоднократно озвученной цифры 30.000 руб. Это реально? И почему?
Фонд РСЖ сейчас объявил конкурс - "Дом 21 века" – условия такие: не дороже 25 тыс. метр, если это многоквартирный не выше 3 этажей, а если малоэтажное жилье, то площадью 50-90 кв.метров. При соблюдении определенных условий - это может получиться - почему нет. Хотя некоторые регионы уже попадают под этот параметр. Но цифра "30 тысяч" спорная и обсуждаемая, потому что стоимость квадратного метра складывается из затрат на строительство и прибыли инвестора. В разных регионах она варьируется. Кроме того, сегодня несовершенна система сметного нормирования. Эксперты Федерального центра ценообразования в строительстве ведут большую работу. По их словам, к первому января появятся нормативы цены строительства всех видов объектов для стадии бюджетного планирования. Сметы расчета будут максимально прозрачны, потому что по новому документу проектировщик должен будет взять на себя обязательства спроектировать объект в заданном параметре стоимости. Каждый вид конструкции будет иметь стоимость текущего уровня цен. Планируется, что все участники проектирования будут обязаны размещать результаты в единой базе данных, из которой можно будет выбрать оптимальное и экономически целесообразное решение. Таким образом, это позволит снизить издержки государства на инвестиционные цели до 30-40 процентов.
– На что должны обратить внимание власти и что должны сделать сами строители для решения этой проблемы?
В докризисное время, несмотря на реализацию государством национального жилищного проекта, строительство развивалось стихийно, в основном велась точечная застройка, создающая дискомфорт и поэтому вызывающая раздражение населения. Строители не заботились об экономии, о применении современных энергоэффективных технологий. Нехватка стройматериалов покрывалась за счет экспорта. Сегодня наступил тот момент, когда осмотревшись, разобравшись можно принять правильные меры, часть багажа сбросить.
Стратегия деятельности в кризисный период должна состоять в том, чтобы использовать это время для модернизации системообразующих предприятий. Таковыми в строительной индустрии являются домостроительные комбинаты, кирпичные и цементные заводы. Есть ряд вопросов, на которые необходимо обратить пристальное внимание: производительность труда, вопросы качества, энергоресурсосбережения. Необходимо разработать схемы долгосрочного финансирования предприятий стройиндустрии на основе механизмов государственно-частного партнерства.
Вице-президент ОМОР «Российский Союз строителей», вице-президент Национального объединения саморегулируемых организаций проектировщиков Анвар Шамузафаров: «В последние два года система гослицензирования превратилась в магазин по продаже лицензий»
- В связи с чем возникла необходимость создания СРО? Почему прежняя система лицензирования оказалась недееспособной?
- Я сам был одним из создателей системы государственного регулирования при помощи системы лицензирования. Эта система работала достаточно эффективно первые годы, но затем - в 2005-2007 годах - стала давать сбой. В программу лицензирования пришли люди, не в полной мере отвечающие профессиональным требованиям. В итоге система государственного лицензирования начала терять свой профессиональный смысл и превратилась просто в магазин по продаже лицензий. В последние два-три года она не влияла на обеспечение безопасности населения, которое пользуется объектами градостроительной деятельности.
При принятии закона предполагалось, что профессиональное сообщество само начнет регулировать вопросы отрасли и обеспечит контроль за деятельностью строительных, проектных и изыскательских организаций. Это улучшит комфорт пребывания в объектах градостроительной деятельности и обеспечит их безопасность.
- В I квартале этого года в государственном реестре СРО было зарегистрировано всего три организации. Активны ли компании и некоммерческие партнерства сейчас?
- Процесс должен закончиться до конца этого года, но сейчас идет сильное отставание. Из 268 тыс. организаций, которые имеют лицензию, зарегистрировалось пока чуть больше 10 тыс. Т.е. основная масса строительных, проектных и изыскательских компаний еще не вошли в систему саморегулирования. На данный момент у нас 89 саморегулируемых организаций: 49 строительных, 4 изыскательных и 36 проектных.
Конечно, с 1 января все организации должны начать работу по-новому, но пока они еще достаточно сильно «раскачиваются». Сложно сказать, что будет дальше. Например, у нас, в Российском Союзе строителей, создана саморегулируемая организация - и там сейчас большие очереди.
- Насколько строги критерии отбора для занесения организации в государственный реестр?
- Требования достаточно похожи на те, что были необходимы для получения лицензии. Хотя есть и новые моменты. Теперь организация должна быть либо застрахована, т.е. она должна либо сама застраховать свою ответственность, либо представить документы об оплате средств в компенсационный фонд. Точнее, средства в компенсационный фонд (1 млн. рублей) платится в том случае, если нет страхования ответственности; если оно есть, то строительные компании платят в компенсационный фонд 300 тыс. рублей, проектные и изыскательские организации - по 150 тыс. рублей. Это существенный момент, поскольку у СРО возникает ответственность за результаты деятельности компании, которой они выдали свидетельство о допуске.
- Как воспринял рынок инициативу государства по замене системы лицензирования саморегулированием? В чем основная проблема образования СРО?
- Организации очень медленно идут в систему саморегулирования. Это главная проблема. Строительные, проектные и изыскательские компании не восприняли переход от лицензирования к саморегулированию достаточно серьезно. Хотя определенная паника уже начинается. Думаю, либо до конца этого года, либо в начале следующего начнут возникать многотысячные очереди. Когда в проектные, строительные, изыскательские организации придут представители надзорных органов, вот тогда и начнутся более интенсивные действия.
- Каким образом государство будет осуществлять контроль за деятельностью СРО?
- Существует две системы контроля за деятельностью саморегулируемых организаций. Прежде всего, правила, по которым работают СРО, определены законодательством и определены приказами Министерства регионального развития РФ. Реестр саморегулируемых организаций ведет Ростехнадзор и Минприроды России. Соответственно, они и будут вести этот самый контроль за ведением реестра и за деятельностью самих СРО.
Вице-президент ОМОР «Российский Союз строителей», президент холдинга «СТРОЙМАШ-ВИБРОПРЕСС» Сергей Кучихин: «Не все регионы готовы к реализации программ по расселению ветхого жилья»
- Как проходит реализация программ по расселению домов, находящихся в аварийном состоянии?
- Меня радует, что Правительство сейчас начало уделять большое внимание этому вопросу. Владимир Путин в начале года объявил о том, что проблема ветхого жилья должна быть разрешена в течение двух лет. Особенно важным это заявление стало для производителей строительных материалов, которые сильно пострадали в период кризиса. Но нужно понимать, проблему расселения аварийного жилья нельзя решить в одночасье. Во-первых, необходима подготовка. Нужны проекты. И не все регионы к этому готовы, ведь для реализации программ необходимы проекты по строительству доступного жилья - не очень дорогого, но комфортного. Проблема есть, и мы пытаемся ее решить вместе с регионами.
Во-вторых, нужно не допустить случаев, когда жители одного ветхого дома переезжают в такое же ветхое. В этом вопросе не надо лукавить, надо понимать ситуацию и профессионально подходить к ее решению.
- 2 июля на президиуме Госсовета Дмитрий Медведев сказал о том, что повышение энергоэффективности - один из приоритетов технологического развития экономики. Как строительная отрасль откликнулась на этот призыв?
- У нас до 40% энергетики тратится впустую из-за некачественных материалов для утепления зданий. Это очень важная проблема. Возможно, варианты ее решения даже можно оформить в качестве национальной программы. Если подсчитать, то несколько электростанций в России работают впустую, как говорится, отапливая воздух. Сами посудите: в России по сравнению с Францией и Англией использование различных утеплителей на душу населения примерно в 12-15 раз меньше. И это при разнице в климате! Мы знали об этой проблеме, когда был строй Госстрой, потом Минстрой РФ. И в регионах о ней тоже хорошо осведомлены.
- Какие меры необходимо предпринять государству, чтобы строительная отрасль перешла на использование только энергосберегающих технологий и материалов?
- Должны быть определенные льготы, определенное льготное кредитование для тех предприятий, которые развивают направление, связанное с энергосбережением. Правда, такой программы я пока не видел, а хотелось бы ее иметь. Если будут определенные поручения, то наш Союз готов подготовить эти программы вместе с регионами. Мы знаем, что надо делать.
- Существуют ли на рынке строительства жилья кадровые проблемы?
- За последние 15-20 лет мы потеряли много специалистов. У нас разрыв в специальности составляет 35-50 лет. Я имею в виду инженеров, специалистов в области не только проектирования, но и машиностроения и т.д. Еще больше не хватает профессиональных градостроителей, которые занимаются вопросами городского устройства и разработкой генеральных планов. Кадровая проблема существует.