В последние два десятка лет у российских городов появилась одна общая проблема - отсутствие стратегии пространственного развития. В советское время, нравится оно нам или нет, ни один город без этой самой стратегии развития - продуманной и просчитанной - не строился и не развивался. В эпоху плановой экономики, закладывая город, проектировали бульвары, площади, скверы, улицы. Сейчас же, как правило, проектируют не городское пространство, а квадратные метры. Все прочие проблемы городов вытекают именно из этого. Существуют генпланы, правила землепользования, застройки, но, по сути, это всего лишь рабочая документация. Перед её созданием следовало бы сформулировать концепцию развития. С просчётом как объёмов необходимых вложений, так и последующего экономического эффекта от них.
Нельзя забывать, что градостроительство – это не строительство зданий, это строительство города. При таком подходе у муниципалитетов появляется функция девелопера. А значит, возникает реальная необходимость привлекать специалистов для разработки проекта города будущего, стратегии развития. Безусловно, такой документ должен обсуждаться общественностью, проходить согласование с жителями территории. Как участник рабочей группы Министерства регионального развития РФ по развитию агломераций, могу сказать, что вопрос о необходимости формирования таких, без преувеличения, стратегических документов сейчас активно обсуждается.
Конечно, учитывая невысокие темпы принятия управленческих решений, особенно в регионах, можно предположить, что разрабатываться такие стратегии будут медленно и мучительно. Однако чем раньше начнётся этот процесс, тем больше шансов на безболезненный выход из ситуации, складывающейся с развитием территорий. Ведь сейчас в существующих городах вместо решения проблем ветхого жилья, развития транспортного каркаса и коммуникаций, мощность которых уже эксплуатируется на пределе, нередко принимаются решения об освоении новых земель.
Общероссийская тенденция - закладка новых многоэтажных городов за пределами исторического центра, за рамками старых проблем, которые, при этом, никак не решаются. Идея - выделить территорию «в полях», протянуть дорогу и начать строить там новый город, выглядит заманчивой лишь поначалу.
Новые микрорайоны оказываются буквально оторваны от «старого города». Их обитатели вынуждены покупать автомобили, а муниципалитет за свой счёт – обеспечивать новые территории общественным транспортом. По сути, город оказывается невольным инвестором частного застройщика, строящего и продающего «в полях» свои квадратные метры, но не вкладывающегося в создание инфраструктуры, социальной сферы, общественных пространств. Кому выгодна такая ситуация – вопрос риторический.
Очевидная альтернатива, испытанная многими странами: компактные города, в пространстве которых гармонично сосуществуют историческая и современная застройка. Таким образом оптимизируются транспортные связи, среда становится комфортной для проживания. Расширение же за счёт строительства в полях экономически невыгодно. Там нужно создавать рекреационные зоны, выносить индустриальные объекты, строить технопарки.
Именно такой путь развития позволит городам создать условия для привлечения инвесторов, вести качественное строительство, создавать дружелюбную среду. В этом случае сократится отток ресурсов – и человеческих, и финансовых. Всё это – в компетенции местной власти, коль скоро граждане делегировали ей полномочия и обязанность относиться к городу как к родной территории, которую нужно развивать.
"Муниципалитет как девелопер"
Автор/источник - ИЛЬЯ ЗАЛИВУХИН, Архитектор и урбанист