В Центральном доме художника на Крымском валу прошло очередное заседание Круглого стола главных редакторов СМИ рынка недвижимости. Ведущие журналисты и эксперты отрасли обсудили одну из самых насущных проблем современности – транспортную НЕдоступность большинства новостроек Московского региона.
20 марта в рамках выставки «Недвижимость-2014» в ЦДХ состоялось XI заседание Круглого стола главных редакторов СМИ рынка недвижимости, прошедшее при поддержке вертолетной компании «Аэросоюз», коммуникационного агентства Kestler&Wolf и интернет-студии Gagafonov.ru. На повестку был вынесен животрепещущий вопрос: «КУДА ВЫ СТРОИТЕ? Транспортная недоступность Подмосковья и ее неочевидные причины». Актуальность выбранной темы подтвердила «высокая явка»: к началу мероприятия в зале собралось более 100 специалистов рынка и журналистов ведущих СМИ, количества посадочных мест едва хватило на всех желающих.
За круглым столом собрались бессменный модератор мероприятия, координатор Клуба главных редакторов и журналист ИД «Коммерсантъ» Марта Савенко, Виталий Простаков (Недвижимость&Цены), Елена Лыкова (РБК-Недвижимость), Александр Лексаков (РИА новости), Ольга Александрова (Realestate.ru), Наталья Бухтиярова (Собственник), Ирина Богатырева (Мир квартир), Александр Шевчук (Галерея недвижимости), Мария Большакова («Вся Рублевка»), Надежда Русина (LaikaDigital, независимый журналист), Александр Крапин (RWAY), Юрий Кочетков (независимый аналитик) и Иван Кузнецов (независимый журналист).
Марта Савенко начала заседание с рассказа о том, что с 2008 года в Подмосковье было построено почти 45 млн кв. м жилья, а за ближайшие 15 лет чиновники обещают построить еще 100 с лишним миллионов. При этом количество дорог практически не растет, увеличивается только время, проведенное в пробках. Ведь подавляющее большинство жителей подмосковных новостроек едут работать в Москву. Она заявила, что новое строительство в таких масштабах, да еще и без генплана, нивелирует все усилия властей по реконструкции магистралей и совершенствованию системы общественного транспорта. И первый вопрос, адресованный экспертам рынка, сидящим в зале, она сформулировала как: «Куда вы строите и что вы вообще делаете?».
Ответить на этот вопрос вызвались сразу несколько человек. Первой микрофон взяла Татьяна Тикова (Группа ПСН). Она сказала, что не нужно забывать о том, что является первопричиной сложившейся ситуации. По ее словам, нельзя ставить строителям в укор то, что происходит с транспортом. Москва является единственным в России центром, куда тянутся все, от финансовых потоков до трудовой миграции. И девелоперы строят то, что ожидают люди. При этом нельзя утверждать, что девелоперы ничего не предпринимают для улучшения ситуации. Государство накладывает на застройщиков определенные обязательства в части строительства инфраструктуры, большинство девелоперов их выполняют.
Ее точку зрения поддержала Ирина Мошева (СП RDI и Limitless). Она рассказала о том, что в жилом комплексе «Загородный Квартал» в подмосковных Химках девелопер активно принимает участие в развитии транспортной системы. Кроме того, в проекте будет вся необходимая собственная инфраструктура, что позволит не нагружать дороги и общественный транспорт теми, кому нужно добраться до поликлиники, школы, детского сада или магазина.
Третью реплику подала Мария Котова (Knight Frank). Она заявила, что Москва не столько привлекает новых жителей и рабочих, сколько не пускает их. Того количества дорог, которые есть в Московском регионе сегодня, катастрофически не хватает для уже построенного и заселенного жилья. Она также рассказала об исследовании компании, в котором было проанализировано парковочное пространство Москвы, Парижа и Лондона. По ее словам, количество стоянок в центре российской столицы значительно выше, чем в главных городах Франции и Великобритании. Но при этом сеть общественного транспорта, которая должна отвечать за доставку рабочей силы в офисы и деловые районы, в Москве в десятки раз меньше, чем в европейских странах.
Завершил сессию ответов на вопрос Марты Савенко Денис Бобков (ОПИН). Он сказал, что транспорт не должен быть проблемой только девелоперов. Существуют такие компании, как Мосгортранс, РЖД и другие, которые должны заниматься перевозкой рабочей силы. По его словам, это структуры активно участвуют в развитии транспортной системы и в перспективе ситуация должна улучшиться.
Следующий вопрос от журналистов задала Ольга Александрова. Она привела данные по планируемым бюджетным затратам из проекта постановления Правительства Мособласти «О внесении изменений в государственные программы Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса». В документе сказано, что на 2014-2018 годы выделяется совокупно из бюджетов всех уровней 118,4 млрд рублей на строительство 175,4 км новых дорог, 17 путепроводов, реконструкцию 45 мостов и путепроводов. И если разделить эту сумму на километраж, то мы выходим на примерную стоимость строительства одного километра: 500 - 600 млн рублей! Что вполне сопоставимо с себестоимостью 1 км ЦКАД - 613 млн рублей.
Как заметила Ольга Александрова, на примере этих цифр видно, что объемы нового строительства заложены небольшие, а стоимость строительства запредельно высока. Поэтому рассчитывать только на власти не приходится. В связи с чем она задала вопрос о том, как девелоперы договариваются с чиновниками о прокладке дорог к своим проектам, возможно ли вообще взаимовыгодное и реально работающее решение этих вопросов».
Отвечать на вопрос снова вызвалась Татьяна Тикова. Она сказала, что ни в Москве, ни в Подмосковье, нет формальных процедур и схем, по которым девелопер мог бы самостоятельно заняться строительством дорог. По ее словам, Группа ПСН в настоящий момент занимается разработкой проекта инвестиционного контракта, который позволил бы подобные вопросы регулировать.
Павел Лепиш («Домус финанс») выступил в роли защитника властей. Он отметил, что дорога нужна, прежде всего, самому девелоперу. Если он строит дом в чистом поле, ему нужно доставить туда покупателей. И строительство подъездных путей – это интерес самого девелопера.
Анна Рогова, руководитель пресс-службы компании «ОПИН», не согласна с формулировкой, что в Подмосковье «некуда строить». «Сегодня это перспективный рынок с огромным спросом, и застройщики здесь строят качественные проекты и готовы вкладываться и в инфраструктуру, и в финансирование дорожно-транспортной системы — метро, дорог, — сказала она. — Участвовать в таких проектах застройщик может, а вот инициировать модернизацию или строительство дорожно-транспортной сети в районе все-таки должно государство в рамках генплана, понимая объем площадей от всех застройщиков и нагрузку на инфраструктуру.
Ее поддержал Юрий Карамаликов (МИЭЛЬ), который попросил не забывать о том, что по знаменитому ФЗ-214 «О долевом строительстве» девелопер не имеет права тратить деньги ни на что, кроме строительства жилого фонда.
Дальнейшее обсуждение вопроса привело к тому, что Марта Савенко решила устроить голосование и узнать, кому бы потенциальные покупатели хотели бы заплатить за строительство дорог: девелоперу через повышение стоимости кв. м, через налоги в федеральный бюджет или также через налоги, но в муниципальные бюджеты, которые будут сами выделять деньги девелоперам на строительство дорог. Первый вариант выбрали 13 человек. За второй не проголосовало ни одного участника. За третий вариант отдали свои голоса 12 человек.
Расставила все точки над i Ирина Мошева, которая заявила, что деньги должны распределяться через все три варианта: девелопер строит сам дорогу до ближайшей местной трассы, местные трассы возводятся за счет муниципального бюджета до ближайшей федеральной дороги, которую уже финансируют из бюджета страны.
Во второй части заседания Круглого стола Клуба главных редакторов СМИ рынка недвижимости было сделано три интересных сообщения от специальных гостей, приглашенных Мартой Савенко. Первым выступил Андрей Менде (Яндекс.Недвижимость), который представил исследование своих коллег из сервиса Яндекс.Пробки. Главный вывод, который был сделан, заключается в том, что загруженность той или иной трассы и тяжесть пробок на ней никак не влияют на стоимость жилья на данном направлении. Кроме того, была отмечен тот факт, что за последние несколько лет транспортная ситуация на самых загруженных и застраиваемых трассах Подмосковья перестала ухудшаться.
Данные, озвученные представителем Яндекса, вызвали бурное обсуждение. Один из участников дискуссии высказал мнение, что вскоре все застройщики будут оборудовать свои жилые комплексы вертолетными площадками. На эту тему как раз был заготовлен доклад у Сергея Хомякова («Аэросоюз»). Он рассказал о том, в среднем скорость вертолета составляет 200 км/ч. То есть за 15 минут можно преодолеть расстояние порядка 50 км. В настоящий момент компания «Аэросоюз» реализует проект по созданию сети вертолетных площадок, которые позволили бы из Московской области долетать до МКАД, а дальше пересаживаться на автомобиль или метро.
С заключительным докладом выступил Виктор Осипков (ИА «Пробкоинформ»). Он представил свое исследование транспортной ситуации в Москве. Он отметил, что в 2013 году ситуация с заторами в рабочие дни на дорогах столицы улучшилась относительно 2011 и 2012 годов. По его словам, это связано с введением высоких штрафов за неправильную парковку. При этом он отметил, что сам факт введения платной парковки в пределах Садового кольца на дорожную ситуацию не повлиял. Кроме того, Виктор Осипков представил математическую модель выбора места жительства, в которой учитывается эффективная заработная плата, затраты на жизнеобеспечение, время, которые тратится на дорогу на работу. Вывод, который сделал эксперт, заключается в том, что проживание за пределами МКАД и работа в центре Москвы существенно снижают реальную оплату труда: по факту человеку платят одну сумму за 9-часовой рабочий день, но на самом деле на работу и дорогу уходит по 12-13 часов в день. Таким образом, реальная оплата одного часа работы оказывается значительно ниже той, что указана в зарплатной ведомости.
«Напоследок я хочу сказать одну очень важную вещь. Мы все время стремимся покупать квартиры. И не важно, как далеко от работы они находятся. А весь мир живет по другой схеме. 60% немцев арендуют жилье. И они имеют возможность снимать квартиру там, где работают. Сегодня в Берлине, завтра в Дюссельдорфе. И им не нужно много часов проводить в пробках из области в центр. Решение транспортной проблемы московского региона возможно будет только тогда, когда найти подходящую работу можно будет не только в Москве, но и в других российских городах», ─ завершила Марта Савенко XI Круглый стол Главных редакторов СМИ рынка недвижимости.
Специализированная отраслевая пресса переживает трудное время. Вроде бы она есть и вроде бы ее практически нет. Чтобы выжить узкому специализированному печатному изданию, даже с приложением в виде сайта, необходимо стать рекламной площадкой и фактически не решать проблемы отрасли, занимаясь информационными исследованиями, а быть каналом продвижения идей, товаров и услуг.
Общеполитические каналы и сетевые ресурсы очень частно использую информационные поводы узкоотраслевого характера, но исследовать проблемы отрасли, обнажив всю структуру и проблемы, в задачах у них не стоит.
Созревает необходимость сздания информационного экспертного интернет-портала, ориентированного на конкретные проблемы отралевого характера. Главная трудность - довести информацию до читателя. Можно использовать все возможности, включая
бесплатное продвижение сайтов в яндексе.
Наиболее значимым трендом в развитиии общества являются интернет-технологии и создание и развитие нового информационного продукта - различных социальных сетей. Уже сейчас звучат прогнозы о развитии этого информационного сегмента. Многие из соцсетей не выживут, так и останутся на стадии проектного развития или совсем уйдут с рынка. Лидеры рынка, своеобразные информкопорации имеют всего лишь одну проблему. Главное в них - это люди, которые по факту никак не принадлежат такой корпорации-компании.
Очевидно, что социальные сети должны трансформироваться и приобретать новые качества. Параметр изменения задан самой стуктурой соцсети - людьми, объединенными по какому-либу признаку. Необходимо придать одному признаку локальный характер - объединить допустим отраслевых специалистов - в рамках одной отрасли - от образования до науки и производства.
Сегодня глядя на интернет глазами американцев можно увидеть интересные тенденции. Из статьи www.rollingstone.ru:
"Знаменитая фраза покойного сенатора от штата Нью-Йорк Дэниэля Патрика Мойнихэна - «Вы имеете право на собственное мнение, но не на собственные факты» - столько раз цитировалась в ходе нынешней президентской кампании, что может служить ее официальным слоганом. Спикеры обоих лагерей прибегали к ней снова и снова, стараясь выставить на всеобщее обозрение то, как противоположная сторона (иногда в лице непосредственно кандидатов в президенты) пытается выдать за факты откровенную ложь или вымышленные результаты неких «исследований».
Альтернатива - в специализации информации в сети. Дело за главным - два-три крупных проекта перевернут информационный мир отраслевой информации.