Опрос общественного мнения об осуществлении дистанционного образования!
Всероссийский опрос общественного мнения об осуществлении дистанционного образования в музыкальных школах, школах искусств и специализированных учреждениях, реализующих программы творческой направленности!
Союз экспертов образовательной деятельности в области культуры и искусства провел опрос общественного мнения относительно реализации дистанционного образования в сложившихся условиях самоизоляции в связи с коронавирусом.
В опросе приняли участие представители многих регионов России — Европейской части, Сибири и Дальнего Востока, а также русскоговорящие педагоги стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Африки. Однако они были учтены в фоновом режиме, как показатель реализации программ русской музыкальной школы за рубежом.
Опрос был инициирован с целью выяснить отношение участников дистанционного образовательного процесса к обучению в предложенном формате, но выявил не только неготовность образовательной среды к обучению в удаленном режиме, но и серьезные нарушения прав педагогов.
Опрос проводился анонимно, чтобы исключить предвзятое мнение участников опроса и сбор персональных данных.
В опросе приняли участие три группы участников образовательного процесса: преподаватели, концертмейстеры и родители (законные представители) учащихся ДМШ, ДШИ и специализированных учебных заведений творческой направленности.
В настоящий момент дистанционное образование не имеет полноценной правовой базы в подавляющем большинстве учебных заведений дополнительного образования и профессионального образования творческой направленности.
Следует заметить, что Федеральные Государственные требования (ФГТ), по которым осуществляются программы предпрофессиональной подготовки учащихся музыкальных школ и школ искусств, не предполагают применение дистанционных технологий и электронных средств обучения. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» есть ссылка на перечень профессий, а также направлений подготовки, обучение которым не предполагает полного перехода на дистанционный образовательный процесс. В этом списке упомянуто исполнительское искусство на музыкальных инструментах.
Образовательные учреждения обозначенной направленности в подавляющем большинстве не имели локальных актов, по которым они имели право реализовывать образовательные программы в дистанционном формате. И хотя при опросе почти 43 % педагогов заявили, что в их организации имеется локальный нормативный акт о возможности реализовывать дистанционное обучение, все же при этом респонденты указывали, что только 13% учебных заведений имеют оборудование, необходимое для такого обучения.
В беседах с педагогами, в частности, Москвы, которых было 82% от числа опрошенных, выяснилось, что локальный акт, с которым педагогам предложили ознакомиться перед уходом на дистанционную работу, состоял из одной страницы, где педагогов просто обязали перейти на работу с детьми в интернете.
Между тем, подавляющее большинство педагогов испытали на себе давление со стороны администраций своих школ в части ведения отчетной документации. Нагрузка по отчетности возросла у абсолютного большинства педагогов, причем отчеты не имели регламента, в каждом случае имели свой собственный формат. Объяснения по поводу целесообразности таких объемных отчетов были следующие:
Полная версия результатов опроса
Автор/источник: Филипенков Игорь, Союз экспертов образовательной деятельности в области культуры и искусства. Россия, Москва.