В последние 2,5 года рынок бизнес-класса постепенно восстанавливается после кризиса: выходят на рынок новые проекты, возобновляется строительство и продажи в ранее замороженных проектах.
Спрос постепенно растет, тем не менее докризисного уровня он еще не достиг (в год поглощается на 30-40% меньше жилья бизнес-класса, чем в докризисный период). При этом объем нового предложения ниже объема поглощения на 40-50%. Фактически в год продается больше жилья бизнес-класса, чем выходит за год на рынок. В связи с этим объем предложения в сегменте бизнес-класса постепенно снижается (за 2 года общий объем предложения сократился на 41%).
Тем не менее, объемы нового предложения постепенно растут, причем как за счет выхода новых жилых, так и за счет выхода апартаментных проектов бизнес-класса. Так, в период с 2010 г. по сегодняшний день в сегменте бизнес-класса на рынок вышло около 20 проектов (жилых и апартаментных), суммарная площадь квартир/апартаментов в которых составляет порядка 900 тыс. кв. м.
По данным компании Blackwood, по состоянию конец 1-го квартала 2012 г. объем предложения на рынке новостроек бизнес-класса Москвы составил около 540 тыс. кв. м в 68 комплексах. Объем первичного рынка апартаментов бизнес-класса, по состоянию на конец марта 2012 г., составил 72,9 тыс. кв. м в 12 комплексах.
Таким образом, сегодня рынок характеризуется ограниченностью предложения, тем не менее, с учетом «запасов», сформированных на рынке в кризисный период, дефицита на рынке не отмечается. Даже без учета нового предложения, которое безусловно будет выходить, текущих запасов жилья и апартаментов бизнес-класса при прогнозируемых объемах поглощения хватит на 1,5 года реализации. В дорогом сегменте становится все более популярна продажа особняков под офисы в Москве.
Состояние бизнеса важно для всех отраслей. В сегменте корпоративных подарков это чувствуют особенно. Когда все отрасли развиваются, недорогие и дорогие подарки становятся важными и в компаниях всегда могут создать почти идеальное решение!
Эксперт компании говорит: "Нередко встречаются моменты, когда хочется поздравить партнёра по бизнесу, а огромной суммой нет и даже в этом случае можно подарить человеку незабываемый подарок за маленькие деньги - выбрать что-то недорогое, но приятное для души. Выбор таких подарков очень велик, но подобрать именно то, что вам действительно понравится, очень трудно. И в данном вопросе вам помогут наши советы. Первое, что нужно сделать, это выяснить потребности человека - что ему нравится и что он любит. Хобби есть почти у всех. Можно подарить красивую кружку, упакованную в яркую подарочную упаковку и добавить туда его/ее любимый чай...".
В реальности, любой бизнес ориентируется, прежде всего, на доходность. А доходность - это сумма партнерских взаимоотношений. Качество партнерства держится и на внимании к деталям (подаркам в том числе).
Да, важно получить максимально возможную прибыль при минимальных издержках. К последним относится все — от расхода бумаги на документооборот до благоустройства офисов, поощрений работникам, обучения персонала и т.д. И сегодня клиентоориентированность - главное условие движения вперед. Строительство и ремонт дома - это решения по инженерной части и, безусловно, изменение дизайна. Сегодня каждый человек стремится делать жилье максимально уникальным и комфортным.
Строительство и ЖКХ относятся к числу наиболее злободневных для России тем. Однако если отбросить действительно существующие неэффективность и закрытость, в сухом остатке получим очень непростые условия, в которых приходится работать отечественным строителям и коммунальщикам: изношенная инфраструктура, заложенная несколько десятилетий назад, морально и физически устаревшая, скверные дороги и связанные с ними логистические проблемы и т.д. Заниматься строительным бизнесом в таких условиях — дело, требующее серьезных затрат, как материальных, так и интеллектуальных. Соответственно, дурная репутация некоторых компаний на этом рынке связана не столько со злонамеренностью, сколько с объяснимым стремлением к тому самому «сокращению издержек». С другой стороны, рост числа клиентоориентированных фирм говорит о постепенном решении структурных проблем и цивилизационных изменениях в экономике в целом. И оказывать знаки внимания партнерам - выгодно.
Тенденция увеличения объемов нового предложения в краткосрочной перспективе будет сохраняться. Несмотря на то, что в настоящее время правительство Москвы ведет сдерживающую градостроительную политику, в том числе отменяя реализацию существенного числа ранее заявленных проектов, новые крупные проекты бизнес-класса разрабатываются/согласовываются, и их выход планируется уже в краткосрочной перспективе. Так, среди одобренных масштабных апартаментных проектов бизнес-класса можно отметить апартаментный комплекс УК «Динамо» (порядка 1 000 апартаментов).
Таким образом, в краткосрочной перспективе прогнозируется увеличение объема нового предложения на рынке жилья бизнес-класса – «застой», наблюдавшийся на рынке в кризисный период, будет компенсироваться. В среднесрочной же перспективе объемы нового предложения стабилизируются/будут снижаться. Спрос, при условии стабильности макроэкономической ситуации, в краткосрочной перспективе будет расти достаточными для поглощения нового предложения темпами, компенсируя «кризисный провал», вплоть до достижения докризисного уровня. В среднесрочной перспективе спрос также стабилизируется. В целом (при условии сохранения текущих тенденций) прогнозируется приход сегмента бизнес-класса к равновесному состоянию спроса и предложения.
В случае сохранения относительной стабильности макроэкономической ситуации, сложившиеся тенденции восстановления рынка недвижимости (в том числе, в сегменте бизнес-класса) сохранятся, и можно будет ожидать, что рынок возвратится к нормальным докризисным темпам роста цен – на уровне порядка 15% в год. По данным компании Blackwood.