«Научно-технический музей истории трактора» при содействии Союза машиностроителей России, Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, и машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы» объявил старт тракторному пробегу – 2012.
Пробег раритетной техники уникального музея страны начнется с посещения машинно-тракторных станций (МТС) Чувашии. Девизом мероприятия стал призыв – «Восстановим, сохраним и приумножим тракторную историю!».
Стартует тракторное «ралли» 9 июня в 9.30 от площади перед Музеем истории трактора. Трактора преодолеют маршрут Чебоксары – Кугеси – Цивильск – Канаш – Комсомольское – Яльчики. В акции примут участие раритетные тракторы первой половины – середины XX века (СТЗ 15/30 (Сталинградский тракторный завод, 1930 года выпуска), ХТЗ-7, ДТ-20 (Харьковский тракторный завод, 1952 г.), У-2 (ВТЗ, 1945 г.), а также самодельные модели тракторной техники), восстановленные усилиями лучших специалистов ведущих предприятий и профильных образовательных учреждений машиностроительного комплекса страны.
История тракторных пробегов в нашей стране насчитывает не одно десятилетие. 23 марта 1926 года газета «Амурская правда» сообщила о небывалом, первом в СССР тракторном пробеге. Он прошел по маршруту Рухлово (Сковородино) – Якутия, прииск «Незаметный» (Алдан). Экспедиция, организованная по инициативе «Алданзолота», состояла из 9 человек, в их распоряжении было 3 трактора, 6 прицепных саней, 3 лошади. Целью экспедиции было устройство в Якутии радиостанции и налаживание почтово-телеграфного сообщения. 9 мая 1935 года в Яльчиках образовалась МТС (на фото). В этот день в райцентр своим ходом прибыла группа новеньких сельхозтракторов. И вот спустя 77 лет этот почин получил продолжение.
Глава профильного комитета Союза машиностроителей России Михаил Болотин считает, что каждый спасенный трактор – это частица славной истории отечественного и мирового тракторостроения. «Очень хочется верить, что данный пробег раритетной техники привлечет заслуженное внимание граждан к машинам, олицетворяющим былую славу страны и являющимся красноречивыми памятниками эволюционного развития передовой технической мысли человечества., - подчеркивает М.Болотин. - Благодарен всем тем, кто поддержал и поддерживает данный проект и передал образцы уникальных машин в Музей истории трактора».
На снимках: трактор конца 20-х годов XX века; советский агитационный плакат времен первых пятилеток.
Комитет при Бюро Центрального совета Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожно-строительному машиностроению (Комитет) был создан 3 апреля 2008 года и является постоянно действующим консультационно-совещательным органом при Бюро Центрального совета «Союз машиностроителей России». Основной целью деятельности Комитета является содействие обеспечению совершенствования механизмов правового, нормативного, административного и рыночного регулирования деятельности отраслей машиностроительного комплекса, обеспечивающих развитие отечественного тракторного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного, коммунального, дорожно-строительного, подъемно-транспортного машиностроения и производства лифтов, а также консолидированная выработка программ по развитию указанных отраслей машиностроительного комплекса и осуществление координации и своевременного контроля эффективности их реализации.
НУК «Научно-технический музей истории трактора» – единственный в России специализированный, научно-образовательный и просветительский центр подобного профиля. Идея его открытия принадлежит президенту «Концерна «Тракторные заводы» Михаилу Болотину. Проект поддерживают Союз машиностроителей России, Фонд российской культуры и ГК «Ростехнологии». Музей истории трактора был открыт 29 октября 2011 года в негласной столице тяжелого отечественного тракторостроения – г. Чебоксары. Экспозиция музея размещается на площади более 1,5 тыс. кв. м. Она дает полное представление об истории становления и развития российского и мирового тракторостроения. В коллекции представлены несколько десятков раритетных колесных, гусеничных, промышленных, трелевочных тракторов, многие из которых на ходу.
При музее организован учебно-консультационный центр для специалистов, занятых в производстве и промышленной эксплуатации тракторной техники. Музей организует стационарные и передвижные выставки и экспозиции о тракторостроении; проводит поисковую работу и реставрацию раритетной тракторной техники. В музее ежегодно проводятся конкурсы самодельной тракторной техники «Кулибин XXI века» и научно-технического творчества «Робот и техника». На базе музея действует «Мастерская изобретателя» – учебно-производственная лаборатория для учащихся ПУ, студентов вузов и ссузов, рационализаторов и изобретателей-самоучек.