«Прованс» – слово непростое. Оно может означать и «провинцию» вообще, и конкретную землю Provence во Франции, и интерьерный стиль, и даже все это, взятое вместе. А еще – что-то неуловимое и манящее, что-то, отдающее морским ветром и лавандой, что-то кипенно-белое с синим и терракотовым… Словом, «прованс» – это целый мир, вернее – наша мечта о нем, уютном, понятном, гармоничном…
Земля падших ангелов
Говоря о «прованском стиле», нельзя не обратиться к, собственно, Провансу, земле древней и по сей день таящей множество загадок. Территория эта, простирающаяся от Средиземного моря до Альп, впитала в себя наследие многих культур – от античной Греции (столица Прованса, Марсель, была основана эллинами еще в VII в. до н.э.), до арабского Магриба, от римлян до германцев.
Кто из них повлиял на Прованс сильнее – сказать невозможно. Однако собственно прованский стиль, в современном понимании, сформировался уже в Средневековье и во многом был обязан своим существованием удивительной секте катаров (или альбигойцев), белокаменные крепости которых в начале прошлого тысячелетия высились на Юге современной Франции повсеместно. Для этих странных христиан не существовало концепции ни рая, ни ада – считая души людей воплощениями падших некогда ангелов, они верили лишь в бесконечную и бессмысленную цепь их перерождений. Впрочем, ад все же был – земное, телесное существование альбигойцы и считали преисподней. Освободить ангела можно было, лишь став катаром и достойно умерев…
Раз тело – лишь темница для высшей сущности, роскошь ему не пристала. Катары считали, что все люди – вне зависимости от пола, возраста, национальности, состояния и даже религии – равны и осенены изначальной божественной благодатью. Поэтому, даже дома знатных правителей Прованса были весьма скромны; как и у бедняков, основой интерьера становились беленые стены с минимумом украшений, простая и прочная мебель, плиточный пол и украшенные живыми цветами внутренние дворики. Впрочем, подчеркнутый минимализм компенсировался насыщенными цветами орнаментов и декоративных тканей – не зря среди катаров было традиционно много ткачей.
Время альбигойцев, не слишком долгое, наложило глубочайший отпечаток на всю культуру юга Франции, да и всего мира. Мистическая и любовная поэзия трубадуров, рыцарский культ Прекрасной Дамы, удивительной красоты архитектура – все это наследие двух веков расцвета учения катаров, отголоски которого слышны и сегодня.
Azulev-керамика
Еще 1960 году фабрика по производству Плитка Azulev была основана, но и по сей день она верна принципам образцового обслуживания клиентов и оптимального сотрудничества с поставщиками. Неизменно отношение к контролю качества, эффективной работе в организации сбыта. В творческом подходе в изготовлении новых коллекций керамической плитки всегда есть здоровый дух. Продукция компании Azulev популярна во всем мире - торговых представительств и официальных дилеров - более 100. Идет работа по поиску новых рынков сбыта, а так же расширении уже имеющихся непрерывно продолжается.
«Когда цветы увянут, мир уменьшится…»
К чему конкретно относятся эти строки из катрена знаменитого Нострадамуса, уроженца Прованса, сказать нельзя. Однако они очень хорошо подходят для описания гибели катарской культуры. Мир альбигойцев был уничтожен почти полностью еще в XIII веке. Граф-крестоносец Симон де Монфор огнем и мечом прошел по землям Прованса и Лангедока, искореняя ересь, опасную для папского престола. Однако полностью забыть мистический шарм катаров древняя земля не смогла. Орнаменты, внешняя неброскость жилищ, любовь к чистым цветам – все это можно считать наследием «падших ангелов».
До конца XIX века модным прованский стиль не был. Слишком просто, слишком скромно, слишком провинциально для изысканной Европы. Лишь в конце «века пара и электричества», во многом благодаря художникам-импрессионистам, чистота и лаконичность Provence покорили сердца сначала континента, а потом и всего мира. Не даром Ван Гог, для которого Прованс стал второй родиной, писал: «природа здесь такова, что начинаешь чувствовать, что такое Цвет».
Квинтэссенцией стиля является обилие светлых пастельных тонов, подчеркнутая природность материалов, чистые цвета, особенно – оттенки синего и терракотового. Много дерева и кованого металла – темные потолочные балки из мореного дуба, металлические консоли для полок, элементы лестниц и карнизов.
Мебель проста по исполнению и очень функциональна, простые деревянные поверхности украшены лишь ярким синим или бирюзовым орнаментом или керамическими вставками. Мягкая мебель покрыта обязательными чехлами из суровой ткани, иногда украшенными вышивкой или тесьмой. Пол из керамики или природного камня покрыт домоткаными пестрядинными ковриками, на стенах небольшие картины или гобелены.
Внешне скромный прованский стиль может включать и изысканную, хотя и неброскую отделку. Например, широко используется резьба по дереву – ею могут быть украшены и потолочные балки, и мебель, и лестничные перила, и ставни. Орнаменты, несмотря на кажущуюся простоту, очень изысканы и сложны, в них можно проследить множество архаичных тем, от традиционных античных до скандинавских.
Очарование прованского стиля – стиля «провинциального французского домика» настолько велико, что перед ним не устояли не только европейские художники, но и русские писатели. Набоков очень любил эту часть Франции и даже посвятил Провансу стихи. Ницца была излюбленным местом отдыха русских, что серьезно повлияло на, скажем, творчество Шехтеля.
Сегодня прованс тоже не забыт. Иногда его называют родом кантри, что, в целом, верно (поскольку это сельский стиль), но, тем не менее, слишком обще. Provence – это интеллигентная деревня, деревня, вымечтанная многими поколениями горожан, некий идеал, олицетворяющий не столько пейзанскую простоту, сколько глубочайшую историческую укорененность.
«Прованский стиль, – говорит дизайнер Светлана Бирюкова, представитель Группы KERAMA MARAZZI, ведущего российского производителя керамической плитки и керамогранита, – в силу простоты и универсальности, дает дизайнеру широчайшие возможности для творчества. Например, характерный для Provence орнамент, который представлен в серии «Винтаж» из коллекции «Французский стиль», может стать основой как для типичного «деревенского» дома, так и для интерьера в стиле «фьюжн», внеся в него тонкий этнический мотив. Тем более, что классические цвета «Прованс» – синий и терракотовый – превосходно сочетаются практически со всей палитрой красок».
«В лазури лиловатой дня…»
Набоковские строчки из стихотворения «Прованс» очень точно передают цветовую гамму, характерную для стиля. Ярко-синие небо и море, лиловые соцветия лаванды – все это стоит использовать, оформляя сегодня интерьер в этом обманчиво-простом ключе.
В целом, основные правила несложны и не требуют сколь-нибудь экзотических отделочных материалов. Мебель должна быть натуральной, причем ее стоит слегка состарить при помощи современных средств, вроде специальных морилок и восковых покрытий. Приветствуются ручные росписи в традиционном стиле, текстиль также ручной работы, подобранный в тон мебели.
«Прованс – это еще один стиль-обманка, – считает искусствовед Вера Калмыкова. – При явной внешней простоте он дает необыкновенно широкие возможности для игры на исторических аллюзиях. Цветок лилии, часто встречающийся в прованских орнаментах, отсылает нас к античности и римскому владычеству. Стилизованные человеческие фигурки – к кельтам и скандинавам, даже, казалось бы, однозначно христианский крест не так прост и восходит к катарам. Для человека образованного и тонко чувствующего, но не стремящегося к вычурности и ценящего уют, прованский стиль – один из наиболее приемлемых вариантов, наряду с более простым скандинавским».
Полы и вставки-камео на стенах лучше всего сделать из керамики, благо сегодня подобрать подходящую коллекцию не проблема. «Французский, в частности – прованский, стиль, – говорит Светлана Бирюкова, – был и остается востребованным. Однако, при кажущейся простоте, он требует изрядного вкуса и такта. Поэтому и дизайнеру, и хозяевам помещения удобнее, когда керамическая плитка выдержана в соответствующем ключе. Например, последняя наша коллекция, «Французский стиль», включает в себя серии, прямо отсылающие на юг этой страны, в древний Прованс. Это, собственно, серия «Прованс», включающая в себя оригинальные, как бы состаренные плитки бежевого цвета с характерными изображениями, яркие орнаментальные декоративные элементы «Винтаж», красочные панно «Натюрморт», также типичные для сельского французского дома».
Как и любой традиционный интерьер, прованский не терпит пренебрежения к деталям. Например, выбирая двери даже для маленькой квартиры, стоит помнить, что лучшим выбором будут двери либо из натурального массива дерева, либо шпонированные «Хорошим решением для любого интерьера в классическом стиле могут стать деревянные крашенные двери (либо имитирующие окрашенное дерево), – отмечает Анна Митина, ведущий специалист направления по работе с архитекторами и дизайнерами компании «ЛЕНДОР», одного из крупнейших продавцов итальянских дверей на российском рынке. – Например, двери из коллекции Regina Венециана, выполненные в строгом классическом стиле с лаконичным оформлением (что делает их практически универсальным вариантом), имеют необычную отделку — это имитация венецианской окраски, которая издревле считалась необыкновенно сложной, так как требует специальной обработки древесины. Для интерьеров в стиле provence можно выбрать варианты со стеклом, которые представлены в коллекциях практически всех итальянских фабрик. Это позволит сделать помещения более светлыми».
Французский сельский домик… Для кого-то это символ уюта и налаженного быта, для кого-то – модный стиль. Но, самое главное, прованс – возможность выйти за границ обычного, не жертвуя при этом привычным укладом. Тем более, что возможностей для этого сегодня предостаточно.
Статья предоставлена Пресс-службой Группы KERAMA MARAZZI